В повышении уровня Мирового океана окончательно обвинили человека

Ученые выяснили, что в отличие от предыдущих 66 млн лет, в XX и XXI веке уровень моря растет только из-за человека, а не в связи с изменением наклона земной оси или другими факторами

ТАСС, 18 мая. Климатологи из США изучили, как менялся уровень Мирового океана за последние 66 млн лет, и пришли к выводу, что его повышение в последнюю половину столетия связано исключительно с деятельностью человека. Их выводы опубликовал научный журнал Science Advances.

"История оледенения Земли оказалась значительно сложнее, чем мы считали. Конечно, вариации в количестве углекислого газа тоже влияли на размеры ледников и уровень Мирового океана в прошлые эпохи, однако раньше оба этих показателя зависели в основном от параметров орбиты Земли. В последние два века эта ситуация изменилась", – прокомментировал один из авторов исследования, профессор Ратгерсовского университета (США) Кеннет Миллер.

В последние годы активисты и ученые дискутируют о том, насколько быстрый рост уровня моря в последнее столетие связан с различными антропогенными и природными факторами. В частности, на этот процесс может влиять то, как меняется угол наклона оси вращения Земли, характер ее движения вокруг Солнца, а также другие факторы, в том числе "подъем" дна северных океанов, который связан с исчезновением ледников, которые покрывали умеренные широты планеты 20 тыс. лет назад.

Миллер и его коллеги попытались выяснить роль этих факторов, опираясь на простое соображение – до появления человечества на рост уровня моря влияли только природные факторы. Руководствуясь этой идеей, ученые проследили за тем, как изменялся этот показатель. Для этого они изучили отложения панцирей одноклеточных водорослей, которые обитали в водах Тихого океана.

Ученые объясняют, что изменения в температуре воды и уровне Мирового океана достаточно сильно влияютна изотопный и химический состав панциря некоторых водорослей и зоопланктона. К примеру, доля тяжелого кислорода-18 напрямую показывает, насколько соленой была вода, в которой росли водоросли, а соотношение долей магния и кальция отражает температуру этой воды.

Природа и человек

Сопоставив эти показатели, ученые выяснили, как менялась площадь ледников, соленость воды Мирового океана и ее уровень на протяжении последних 66 млн лет, начиная с последних дней эпохи динозавров и заканчивая современной эпохой, антропоценом. Результаты этих расчетов они сравнили с тем, как менялся угол наклона орбиты Земли, уровень СО2 в ее атмосфере, а также другие природные факторы.

Оказалось, что в прошлом рост уровня моря от количества углекислого газа в атмосфере почти не зависел, на него влияло только то, в какой фазе орбитальных циклов находилась Земля. В пользу этого, в частности, говорит то, что во время миоцена, 13–17 млн лет назад, почти вся территория Арктики и Антарктики была свободна ото льда несмотря на то, что концентрация СО2 тогда была почти такой же, как сегодня.

Большие количества углекислого газа в атмосфере не защитили Землю и от крупного оледенения, которое началось примерно 48 млн лет назад из-за того, что изменился наклон оси планеты. Что интересно, самое сильное колебание уровня Мирового океана произошло относительно недавно, около 20 тыс. лет назад, когда ледники начали отступать и таять. Сначала уровень моря из-за этого упал на 130 метров, а затем относительно быстро – за следующие десять тысяч лет – поднялся до текущей отметки.

После этого уровень Мирового океана оставался на примерно одним и тем же до 1900 года, когда он начал стремительно расти. Как показывают расчеты Миллера и его коллег, тогда его рост был связан не с изменениями в параметрах орбиты Земли, как в прошлые 66 млн лет, а растущие выбросы углекислого газа в атмосферу.

Все это, как заключают климатологи, говорит о том, что текущий рост уровня Мирового океана фактически полностью связан с деятельностью человека, а не с "наследием" ледниковой эпохи или изменениями в характере движения Земли по орбите, как считают многие "климатические скептики" и некоторые профессиональные ученые.