Палеонтологи описали первого в Подмосковье завропода

Он жил около 166 миллионов лет назад

ТАСС, 14 мая. Российские палеонтологи описали первого найденного в Подмосковье гигантского динозавра из группы завропод. Окаменевшие позвонки этого родственника диплодоков ученые нашли почти 25 лет назад, пишет пресс-служба Палеонтологического института РАН. Описание опубликовал научный журнал Acta Palaeontologica Polonica.

В европейской части России очень редко находят окаменелые остатки динозавров. Дело в том, что во времена их господства – в юрском и меловом периодах – эта территория была дном Среднерусского моря. Здесь встречаются лишь отдельные скелетные фрагменты динозавров, которые, по предположениям палеонтологов, в море сносили впадавшие в него реки.

Единственным исключением стало подмосковное местонахождение Пески. Оно сформировалось в середине юрского периода, около 166 млн лет назад. В глине той эпохи сохранились многочисленные остатки позвоночных, среди которых кости рыб, амфибий, примитивных черепах, крокодилообразных и млекопитающих, а также зубы хищных динозавров – теропод. До недавнего времени эти зубы были единственной находкой динозавров юрского периода в европейской России.

Подмосковный родственник диплодоков

В 1997 году студент МГУ Александр Выдрик нашел в Песках два больших окаменелых хвостовых позвонка. Он передал их в музей Московской городской станции юных натуралистов, и там находка пролежала без внимания более 20 лет. Дело в том, что эти кости напоминают позвонки морской рептилии-плиозавра, останки которой в Подмосковье встречаются довольно часто.

Однако впоследствии палеонтологи заново изучили эти позвонки. Ученые пришли к выводу, что они принадлежат гигантскому растительноядному динозавру из группы завроподов, первому ее представителю, которого нашли в Подмосковье.

Эта группа растительноядных динозавров обитала на всех материках, включая Антарктиду, с конца триасового по меловой периоды (около 210 млн – 66 млн лет назад). Наиболее известные представители группы – диплодоки, брахиозавры, бронтозавры и апатозавры. Отличительными особенностями завроподов были очень длинные шеи и хвосты, маленькие головы и четыре толстые ноги.

Дальнейший анализ окаменелостей показал, что найденный динозавр относился к надсемейству Diplodocoidea. Однако по строению позвонков подмосковный динозавр был ближе к представителям другого семейства – дикреозавридам (Dicraeosauridae), у которых была относительно короткая шея.