Ученые вычислили самое эффективное время работы химиотерапии

Опыты на крысах показали, что лучше всего ее делать утром, а не вечером

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 мая. /ТАСС/. Российские ученые выяснили, что химиотерапия эффективнее всего уничтожает злокачественные опухоли утром. Об этом пишет сайт Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н. Н. Петрова (НМИЦ).

Во всех тканях и органах человеческого организма есть гены, которые отвечают за смену суточных ритмов, то есть регулирует активность биологических процессов в зависимости от того, спит человек или нет. Они контролируют и другие гены, от активности которых зависят процессы деления клеток, их восстановление и программируемая смерть. Злокачественные опухоли появляются зачастую из-за того, что эти процессы нарушаются.

Ученые решили проверить, отличается ли эффективность химиотерапии утром, в 8:00, и вечером, в 20:00. Для этого они экспериментировали на модели опухоли яичника у крыс. Биологи воздействовали на нее с помощью так называемой внутрибрюшинной химиоперфузии – одного из видов локальной химиотерапии.

Результаты эксперимента показали, что после утренней химиотерапии в клетках крысы появлялось горазод меньше осложнений, кроме того, она была менее токсичной. Также после такой химиотерапии животные жили дольше, чем те крысы, которые проходили ту же процедуру в 20:00.

Также ученые центра сравнили нормальные ткани здоровых лабораторных крыс и опухолевые ткани крыс со злокачественным новообразованием яичника. Они в разное время суток собирали образцы у животных, которым химиопрепараты вводились утром и вечером. Исследования показали, что в отличие от нормальных клеток, которые наиболее активно делились в ночное и утреннее время, а наименее активно – в вечернее, у опухолевых клеток не было суточного ритма деления.

В целом среднесуточная активность часовых генов в опухоли оказался гораздо ниже, чем в нормальной ткани. Кроме того, выяснилось, что из-за опухоли в организме нарушались суточные ритмы даже в тех органах, которые она не задевала.

Следующий этап работы – сделать так, чтобы не подстраиваться под ритмы опухоли и организма, а целенаправленно их корректировать с помощью специальных веществ – хронобиотиков. Благодаря этому можно будет проводить химиотерапию в то время, которое удобно обычной клинике.