Ученые выяснили, что помогает млекопитающим учиться на чужих ошибках

Оказалось, что за это отвечают так называемые "нейроны сдвига" – они связывают боковую часть миндалевидного тела с отделами мозга, которые отвечают за распознавание звуков

ТАСС, 12 мая. Ударяя лабораторных крыс током, нейрофизиологи открыли цепочку нейронов, которая помогает млекопитающим учиться на негативном опыте сородичей. Результаты экспериментов опубликовал научный журнал PLOS ONE.

"Та цепочка нейронов, которую мы обнаружили, связывает слуховые центры мозга с теми его участками, которые отвечают за распознавание различных типов опасности. Благодаря этому мы сможем лучше понимать то, как мозг кодирует и хранит различные ощущения, а также как он оценивает их значимость, когда определяет, как животному нужно вести себя в той или иной ситуации", – прокомментировала Марта Мойта, нейрофизиолог из Исследовательского центра Шампалимо в Лиссабоне (Португалия) и один из авторов исследования.

По ходу эволюции у многих животных, которые живут в больших группах, появились стратегии поведения, благодаря которым они могут учиться на ошибках своих сородичей. К примеру, животные, которые попали в опасную ситуацию, предупреждают своих товарищей различными звуками и другими сигналами.

Вдобавок, как отмечают ученые, многие млекопитающие и птицы могут и сами делать подобные выводы, наблюдая за поведением сородичей. В частности, некоторые голуби могут распознавать опасность по тому, как меняется шелест крыльев особей, на которых нападают хищники, а мыши или крысы чутко реагируют, если их соседи резко замирают, почуяв запах кошки или услышав ее движения.

Мойта и ее коллеги отмечают, что самое интересное в подобной особенности поведения животных состоит в том, что оно не обусловлено инстинктом. Новорожденные крысы и молодые птицы не реагируют на подобные знаки опасности, если до этого они не встречались с их источником или не видели атак хищников своими глазами.

Нейрофизиология страха

Португальские нейрофизиологи и их коллеги из Гарвардского университета (США) попытались узнать, как работает эта система передачи информации между сородичами.  Для этого они наблюдали за тем, как менялась работа мозга молодых крыс в том случае, когда они впервые сталкивались с источником опасности, и тогда, когда они наблюдали за поведением сородичей.

Для этого грызунов помещали в клетку с металлической решетка на дне. Периодически она била животных током. Обычно крысы после этого инстинктивно замирают на месте, из-за чего их соседи поступают так же, ожидая опасности.

Во время этого эксперимента ученые не только следили за тем, как менялся уровень активности разных отделов мозга, но и периодически "отключали" некоторые цепочки нейронов, которые расположены в одном из отделов мозга – миндалевидном теле. Предположительно эти цепочки связаны с тем, как у животных появляется страх.

Неожиданно опыты показали, что крысы учились распознавать следы страха в действиях других грызунов не наблюдая за ними, а на своем собственном примере. Если животное хотя бы раз ударяли током, оно мгновенно начинало ассоциировать замирание других особей на поверхности решетки с тем, что те тоже пережили электрошок.

За формирование подобных ассоциаций отвечают особые нервные клетки – так называемые "нейроны сдвига". Они связывают боковую часть миндалевидного тела с теми отделами мозга, которые отвечают за распознавание звуков. Эксперименты показали, что если заблокировать эти нейроны у крыс, то животные уже не узнавали в действиях своих сородичей знаки опасности.

Дальнейшие наблюдения за работой этих цепочек нейронов, как надеются ученые, помогут понять, где и как именно хранятся ассоциации между различными ощущениями и источниками опасности. Их изучение поможет узнать, как устроены подобные коллективные "программы выживания", и понять, как они сформировались в ходе эволюции предков человека и других млекопитающих.