Лабораторных макак заразили коронавирусом. Обезьяны переносят его так же, как и люди

Благодаря результатам эксперимента ученые уверились, что макак-резусов можно использовать при тестировании вакцин от COVID-19 – перед тем, как перейти к испытаниям на людях

ТАСС, 23 марта. Американские ученые заразили макак коронавирусом нового типа и выяснили, что у обезьян оно вызывает те же симптомы, что и у человека. Это позволяет использовать приматов для проверки вакцин и лекарств от COVID-19, пишут исследователи в статье, опубликованной в электронной библиотеке bioRxiv.org.

"Мы успешно сравнили и сопоставили то, как болезнь развивается у человека и наших обезьян. Благодаря этому мы сможем использовать последних для того, чтобы оценивать эффективность различных способов лечения и клинических мер. Мы уже начали проверять антивирусные средства и вакцины на макаках", – пишут ученые.

Первые опыты по заражению животных коронавирусом нового типа, SARS-CoV-2, провели специалисты Национального института контроля и предотвращения распространения вирусных болезней в Пекине (Китай) еще в середине февраля. Эти опыты подтвердили, что вирус может проникать в организм животных и вызывать у них симптомы, которые похожи на человеческую COVID-19.

Биологи из Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США (NIAID) решили продолжить опыты коллег. Мыши достаточно далеки от человека в генетическом плане, использовать их для полноценной проверки вакцин и лекарств против коронавируса малоосмысленно. Поэтому причине первую серию опытов по заражению вирусом SARS-CoV-2 ученые провели на макаках-резусах (Macaca mulatta).

Обезьяны и человек

Выделив образцы вируса из тканей первых зараженных жителей штата Вашингтон, ученые ввели их в тело восьми здоровых макак, используя все возможные пути проникновения SARS-CoV-2 в организм. Все приматы заразились и через день начали страдать от типичных первых признаков развития COVID-19 – потери аппетита, побледнения кожи и нехватки воды в организме.

Эти же наблюдения помогли ученым проследить за ранними этапами развития болезни, в том числе и тем, когда в легких животных начала скапливаться жидкость и возникать первые следы серьезных повреждений. В частности, у всех животных снизился уровень гемоглобина в крови. Он оставался на предельно малом уровне даже через три недели после заражения.

К этому времени, как отмечают врачи, вирус успел проникнуть во все части легких, а также в некоторые части пищеварительной системы. В целом его попадание в организм обезьян вызывало такие же последствия, как и у человека. Это позволяет использовать их в качестве модельных животных для проверки вакцин и лекарств перед их испытанием на добровольцах-людях.