Российский разработчик вакцины от коронавируса спрогнозировал сроки ее появления

Прототип вакцины российские медики создадут примерно через полгода, еще какое-то время займут испытания на животных и человеке
Альберт Ризванов Егор Алеев/ТАСС
Альберт Ризванов
© Егор Алеев/ТАСС

МОСКВА, 19 марта. /ТАСС/. Один из разработчиков российской вакцины от коронавирусной инфекции Альберт Ризванов, сотрудник Казанского (Приволжского) федерального университета, рассказал ТАСС, что отечественный прототип препарата появится не раньше, чем через полгода. Время создания вакцины, как отмечает ученый, зависит от того, сколько научных коллективов привлекут к этой работе.

Ученый отметил, что очень важно доказать эффективность и безопасность вакцины. Он напомнил, что, например, лекарство против вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) ученые ищут уже больше двух десятилетий и пока ни один вариант вакцины не оказался эффективен.

"Зачастую разработать вакцину – это даже не полдела, а одна десятая, потому что самое сложное здесь – показать, что вакцина эффективна и безопасна. [В ситуации с коронавирусом] то же самое – чем больше групп работает над созданием вакцины, тем лучше, потому что, может быть, у кого-то получится", – отметил ученый.

"Многие государства и лаборатории в мире сейчас занимаются ее созданием, официально ведется несколько клинических испытаний (не менее пяти на разных этапах), – продолжил Ризванов. – Думаю, испытания [разрабатываемых в мире вариантов вакцины от коронавируса] могут занять от 6 до 12 месяцев".

Казанские специалисты создают препарат без использования живого вируса или его очищенных белков. Это возможно при помощи инструментов генной инженерии и терапии, которая также используется для лечения наследственных заболеваний и рака.

"Этот метод основан на том, чтобы доставлять в организм гены возбудителя заболевания, стимулируя иммунный ответ. Его преимущество в том, что для создания вакцины не нужен живой вирус или инфекционный материал. Мы можем взять расшифрованный геном, который опубликован, и на основе этой информации, генетического текста, при помощи генной инженерии быстро разработать генетическую вакцину, как компьютерную программу, и так же быстро ее синтезировать и испытать на животных. [Прототип вакцины от коронавируса будет готов] не ранее, чем через шесть месяцев, если все будет идти по графику", – сказал Ризванов.

После завершения работы над прототипом вакцины авторы исследования перейдут к испытаниям препарата с использованием живого вируса.

Испытания вакцины в мире

Ранее американские эксперты рассказали, что уже начали испытывать первую экспериментальную вакцину от нового коронавируса. Также стало известно, что препарат от коронавируса начала разрабатывать российская биотехнологическая компания Biocad.

Сейчас в мире зарегистрировано около 219 тыс. случаев заражения новым коронавирусом (SARS-CoV-2), около 8,8 тыс. инфицированных умерли, выздоровели свыше 84 тыс. человек. За пределами КНР заболевание было выявлено в 158 странах, включая Россию.

Вспышку заболевания COVID-19, которое вызывает новый коронавирус, зафиксировали в конце декабря прошлого года в китайском городе Ухань. В начале марта Всемирная организация здравоохранения признала, что эта болезнь распространилось по всему миру, назвав ситуацию с COVID-19 пандемией.