Все новости

Ученые подтвердили подлинность вставок на одном из портретов Дмитрия Левицкого

Об этом рассказал анализ красок и грунта картины
"Портрет Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме" Дмитрия Левицкого Из собрания Третьяковской галереи/Public Domain via Wikimedia Commons
Описание
"Портрет Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме" Дмитрия Левицкого
© Из собрания Третьяковской галереи/Public Domain via Wikimedia Commons

ТАСС, 4 марта. Ученые доказали, что поздние вставки на одной из картин Дмитрия Левицкого не подделка и принадлежат кисти самого художника. Описание работы опубликовал научный журнал Heritage Science, кратко об этом пишет пресс-служба МФТИ.

Специалисты из МФТИ и Третьяковской галереи исследовали картину "Портрет Фавста Макеровского в маскарадном костюме", которую художник закончил в 1789 году. Она представляет собой редкий пример детского парадного костюмированного портрета в русской живописи. Полотно состоит из трех частей. В том, что основное изображение написал Левицкий, искусствоведы не сомневались, однако то, как были добавлены две другие полосы основы, на которых написан фрагмент изображения ниже колен модели, оставалось неясным.

Чтобы выяснить, кто же написал эти фрагменты, ученые проанилизировали состав красок и грунта – тонкого слоя специальной смеси, которой художники обрабатывали холст перед началом работы. В результате ученые выяснили, что характерный для работ Левицкого двухслойный грунт был только  на основном полотне. Тем не менее, структура и состав грунта на обеих надставках оказался схожим. Кроме того, он оказался похож на нижний слой грунта основной части полотна картины.

Краски на всех частях полотна были похожи по своему составу. В частности, на каждой из трех частей специалисты обнаружили зеленый пигмент одинакового происхождения – он был создан на основе малахита. Единое происхождение обеих надставок подтвердил и анализ коричневого пигмента.

Авторы работы предполагают, что на первом этапе работы у художника было достаточно времени, а ближе к концу его стало не хватать. Вероятно, композиция картины вышла за пределы тщательно подготовленного холста, и Левицкому пришлось пришить сначала одну надставку, а потом и другую.

Помимо кроме исследования подлинности надставок холста, ученые полностью иссследовали картину, чтобы подготовить ее к реставрации. Кроме того, ученые впервые полностью исследовали живопись Левицкого, благодаря чему больше узнали не только о творчестве художника, но и о практике всей русской живописи конца XVIII века. Теперь опробованные не Левицкой методы исследования можно применять к другим произведениям, считают в пресс-службе.

Дмитрий Левицкий активно писал картины во второй половине XVIII – первой половине XIX веков. Среди его работ – множество портретов, в том числе портреты Екатерины II и Павла I, французского энциклопедиста и философа Дени Дидро, промышленника Прокофия Демидова и других известных людей того времени.