За заражением коров поймали помесь из хламидий двух разных видов

Ученые предполагают, что обмен генетическим материалом помогает этим паразитическим бактериям уклоняться от диагностики

ТАСС, 19 февраля. Ученые впервые описали штаммы паразитический бактерий хламидий, в которых содержатся гены разных видов. Это говорит о том, что хламидиоз и другие подобные заболевания может вызывать не один, а сразу несколько видов этих бактерий. Из-за этого нужно будет пересмотреть диагностику и лечение инфекционных заболеваний, пишет пресс-служба Российского научного фонда (РНФ) со ссылкой на публикацию в научном журнале Data in Brief.

Хламидии – это древнейшие бактерии, возбудители инфекционных заболеваний у человека, животных, птиц, рыб и рептилий. В ходе эволюции они хорошо приспособились к жизни в организмах, поэтому врачи с трудом диагностируют вызванные ими заболевания. В последние годы благодаря современным геномным технологиям ученые обнаружили как минимум 16 видов бактерий этого рода.

Ранее считалось, что заболевание у конкретного животного могут вызывать хламидии только одного вида. В новой же работе ученые доказали, что к этому могут быть причастны хламидии разных видов, между которыми на каком-то этапе произошла рекомбинация – обмен генетическим материалом.

"Хотя явление рекомбинации у бактерий известно давно, мы не только впервые обнаружили этот феномен у хламидий, но и расшифровали последовательности участков генома, по которым произошел генетический обмен между видами", – объяснила Валентина Федорова, профессор Федерального центра токсикологической, радиационной и биологической безопасности (Казань) и руководитель исследования.

При расшифровке генома бактерии Chlamydia psittaci, которую ученые выделили из коровы с инфекционной патологией репродуктивной системы, они нашли фрагмент генома другого вида хламидий – Chlamydia abortus. Последние заражают как животных, так и людей. Это может означать, что на каком-то этапе одну и ту же животного одновременно атаковали хламидии как минимум двух видов. При этом они некогда обменялись генетической информацией.

Результаты исследования, по словам пресс-службы, могут прояснить, как именно хламидии скрываются от современных методов диагностики и вакцин. Кроме того, их работа подтверждает предположение о том, что разные виды хламидий могут паразитировать и вместе инфицировать отдельные клетки-мишени сельскохозяйственных животных. Полученные данные будут полезны также для конструирования новых диагностических и профилактических противохламидийных препаратов, заключает пресс-служба.