Ядерная зима крайне негативно повлияет на экосистемы морей

Ученые считают, что последствия наступления ядерной зимы сделают Мировой океан маловероятным источником пищи для выживших людей

ТАСС, 5 февраля. Американские экологи выяснили, что наступление ядерной зимы в результате локальной или глобальной ядерной войны приведет не только к массовой гибели растений на суше из-за недостатка тепла и света, но и исчезновению многих морских моллюсков из-за резких изменений в кислотности и составе вод Мирового океана. Исследование опубликовал научный журнал Geophysical Research Letters.

"Мы давно знали, что сухопутные растения будут особенно подвержены действию климатических последствий ядерной войны. По этой причине многие коллеги начали задумываться о том, смогут ли выжившие люди добывать пищу в море. Наше исследование - первая попытка дать ответ на этот вопрос", - рассказал один из авторов исследования, профессор Ратгерсовского университета (США) Алан Робок.

Сегодня в мире существует девять ядерных держав, пять из которых имеют официальный статус в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года, а четыре остальных приобрели ядерное оружие в обход накладываемых им ограничений. К числу первых относятся США, Россия, Франция, Британия и Китай, а вторых - Индия, Пакистан и КНДР, никогда не входившие в ДНЯО или вышедшие из соглашения, а также Израиль с его политикой "ядерной непрозрачности".

По текущим оценкам историков и военных экспертов, все девять стран накопили за последнюю половину столетия огромное число ядерных боезарядов, в том числе около 15 тысяч боеголовок для баллистических ракет, а также авиационных бомб и прочих взрывных устройств. Этих запасов хватит для того, чтобы полностью стереть всю жизнь с лица Земли несколько десятков раз.

Сегодня ученые считают, что даже частичное применение этого арсенала породит феномен, который советский академик Георгий Голицын и его американский единомышленник Карл Саган назвали ядерной зимой. Под этим словом они понимают резкое похолодание климата на протяжении нескольких десятилетий или столетий, вызванное огромной массой пыли и сажи, выброшенной в атмосферу после взаимных ядерных ударов.

Новые последствия ядерной зимы

В соответствии с расчетами ученых, главной угрозой для выживания человечества послужат не сами ядерные удары или порожденная ими радиация, а массовый голод и низкие температуры, связанные с наступлением ядерной зимы. Подобные предсказания часто заставляют население и политиков всерьез задумываться о том, можно ли в принципе победить в ядерном конфликте.

Робок и его коллеги, в свою очередь, заинтересовались тем, как небольшие или глобальные ядерные конфликты повлияют на жизнь флоры и фауны морей. Дело в том, что значительная часть сажи и пыли, выброшенной в атмосферу во время ядерной войны, должна попасть и раствориться в толще мирового океана.

Этот процесс, а также резкое снижение температуры воды, как предположили исследователи, должен был очень сильно повлиять на экосистемы морей, изменив их соленость, кислотность и многие другие важнейшие параметры. Американские экологи детально просчитали все эти изменения, используя современные климатические модели и четыре разных сценария ядерных конфликтов между двумя непризнанными или двумя признанными ядерными державами.

Как оказалось, предшественники Робока и его команды сильно недооценивали последствия наступления ядерной зимы для морских экосистем. Расчеты американских экологов показывают, что в воды Мирового океана попадет огромное количество СО2 и прочих веществ, которые значительно изменят кислотно-щелочной баланс и его химический состав.

Это, в свою очередь, крайне негативно повлияет на жизнь моллюсков, коралловых полипов, а также многих разновидностей планктона, чьи панцири состоят из различных биоминералов на базе карбоната кальция. По сути, в океане сложатся такие условия, в которых новые запасы этих веществ не смогут формироваться, а уже существующие отложения начнут растворяться в воде.

Подобные сдвиги в работе экосистем, в соответствии с расчетами ученых, будут влиять на их жизнь на протяжении многих десятилетий. Эти ранее неизвестные последствия наступления ядерной зимы, как считают ученые, сделают Мировой океан маловероятным источником пищи для выживших людей.