Ученые выяснили, как внутри деревьев образуются поры

Специалисты считают, что после их открытий нужно будет переписывать учебники по ботанике

АРХАНГЕЛЬСК, 21 января. /ТАСС/. Российские ученые выяснили, как у деревьев образуется система пор, которая транспортирует воду, соли и питательные вещества. Как ТАСС рассказал профессор Северного Арктического федерального университета (САФУ) Дмитрий Чухчин, полученные данные расходятся с общепринятыми и, возможно, учебники ботаники придется переписывать.

"Коллективу сотрудников кафедры биологии, экологии и биотехнологии САФУ удалось обнаружить в формирующейся древесине внеклеточные везикулы - экзосомы. Это "пузырьки" размером около 100 нанометров, их можно увидеть только в электронный микроскоп. Мы установили, что они содержат фермент целлюлазу (он может расщеплять целлюлозу, - прим. ТАСС) и там, где клетки выделяют везикулы, клеточные стенки растворяются и образуются поры. Ранее никто не описывал подобного процесса. Учебники ботаники нужно переписывать", - сказал Чухчин.

О том, как именно в формирующейся древесине образуются поры, пытались узнать многие ученые, но они до сих пор не смогли четко понять, как эта система функционирует. Уточнив механизм формирования пор, можно разработать методику, которая сможет изменять этот процесс, в частности, – ускорять его. Некоторые исследователи считают, что, немного модифицировав отдельные гены деревьев, можно ускорить порообразование, и, соответственно, добиться того, чтобы деревья росли быстрее, а их волокна стали длиннее и прочнее.

Исследование является частью проекта, в котором ученые кафедры изучают формирование древесных волокон. "Наши представления о том, как образуются волокна древесины, принципиально расходятся с существующей более ста лет теорией. Мы основываемся на большом экспериментальном материале и современных микроскопических, физико-химических и молекулярно-генетических методах исследования", - пояснил Чухчин.