Создан новый материал для лазерного излучения, которое не разрушает структуру веществ

Однако в массовом производстве его использовать пока нельзя

ТАСС, 25 декабря. Ученые впервые создали полупроводниковый материал, который может генерировать лазерное излучение в терагерцовом диапазоне. Оно может проникать сквозь пластик, дерево, бумагу и другие материалы, не нарушая их структуру, пишет пресс-служба Министерства науки и высшего образования со ссылкой на публикацию в научном журнале Nature Photonics.

В ходе своей работы ученые выяснили, что с помощью слабого магнитного поля можно менять длину волны лазера - это важно для использования технологии в промышленности. "Ранее попытки сделать подобные источники когерентного излучения были неудачными, уточняет пресс-служба.

Терагерцовое излучение проникает сквозь различные вещества, не нарушая их структуру, и поэтому его можно использовать в диагностике, системах безопасности, научных целях или для контроля качества материалов. Однако для того, чтобы воплотить это в жизнь, нужны небольшие переносные источники этого излучения. Считается, что это можно сделать за счет полупроводниковых структур. Но до сих пор специалисты не могли создать надежное устройство подобной конструкции.

Это смогла сделать международная группа ученых, среди которых были сотрудники Института физики полупроводников (ИФП) СО РАН. Один из участников эксперимента Николай Михайлов рассказал, что вырастить нужный полупроводниковый материал непросто: в каждой его точке должен соблюдаться определенный состав с нужными концентрациями кадмия, теллура и ртути, и случайные отклонения в составе должны быть минимальны.

"Невозможно избежать их полностью, но они тем меньше, чем ниже температура роста. Мы использовали метод молекулярно-лучевой эпитаксии, он позволяет выбрать минимальные ростовые температуры по сравнению с другими способами и вырастить кристаллические пленки нанометровой толщины заданного состава. Причем последний можно контролировать на атомарном уровне", - пояснил Михайлов.

Проведенные исследования показали, что полученный материал можно использовать для создания компактного лазера для терагерцовых и инфракрасных областей спектра. Однако пока еще рано говорить о широкомасштабном использовании такого устройства, так как температура, при которой он может работать, близка к абсолютному нулю, добавили в пресс-службе.