Внутри примитивных метеоритов обнаружили сложные сахара

Это поможет ученым лучше понять, как именно может появляться жизнь на других планетах

ТАСС, 19 ноября. Внутри сразу нескольких примитивных метеоритов-хондритов астробиологи нашли следы различных сложных сахаров, в том числе и рибозу, один из главных компонентов генетической информации. Их выводы опубликовал научный журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Метеориты могли выступать в роле главных поставщиков органики для ранней Земли. Поэтому обнаружение сахаров в этих небесных телах и то, что они могли выжить при падении на нашу планету, говорит о том, что подобные молекулы могли участвовать в рождении первых молекул рибонуклеиновых кислот (РНК) и других биополимеров на Земле и других мирах", - пишут исследователи.

Все эти небесные тела относятся к числу метеоритов, чьими прародителями выступали так называемые углистые хондриты. Эти астероиды состоят почти из чистой первичной материи Солнечной системы. Они содержат в себе большие количества органики и летучих веществ, из-за чего метеориты-хондриты крайне редко достигают поверхности Земли в первозданном виде.

По этой причине, несмотря на огромный интерес планетологов и астробиологов к хондритам, ученые до сих пор не могут точно сказать, какие вещества присутствовали в первичной материи Солнечной системы и какую роль они играли в формировании первых "кирпичиков жизни". Сейчас сразу две межпланетных миссии - японский зонд "Хаябуса-2" и американский аппарат OSIRIS-REx - пытаются получить ответы на этот вопросс помощью образцов с астероидов Рюгю и Бенну.

Проводя своеобразную химическую и изотопную перепись различных метеоритов-хондритов, упавших на территории Австралии, Африки и Антарктиды в последние полвека,Томоки Накамура, планетолог из Университета Тохоку (Япония), а также его коллеги из NASA и других японских вузов, получили первые данные по составу хондритов еще до возвращения этих аппаратов на Землю.

Новые загадки Солнечной системы

За это время, как отмечает Накамура и его коллеги, ученые неоднократно заявляли о том, что они открыли сахара в различных метеоритах. Однако впоследствии каждый раз оказывалось, что их первооткрыватели совершали методологические ошибки или же сами молекулы попадали в эти небесные тела уже после их падения на Землю.

Японские и американские астробиологи при разработке новых методов поиска следов внеземной органики учли ошибки предшественников. Это позволило им найти следы множества сложных сахаров в двух небесных телах - в марокканском метеорите NWA 801 и в осколках знаменитого метеорита Мерчисон, который упал на юго-восток Австралии в середине прошлого века.

В обоих объектах ученые нашли как молекулы пентоз - сахаров, в которых содержится пять атомов углерода, так и гексоз - углеводородов на базе шести атомов этого элемента. К числу первых относится рибоза - ключевой компонент молекул РНК, одного из двух главных переносчиков генетической информации. В свою очередь гексозы, в том числе и глюкоза, служат главным источником энергии для большинства форм жизни на Земле.

Все эти метеоритные сахара, как отмечают исследователи, содержали в себе необычно много тяжелого углерода-13, что подтвердило их космическое и абиогенное происхождение. Что важно, аналогичные доли изотопов этого элемента были характерны для органических кислот, спиртов и прочих молекул, которые ученые раньше находили в этих же метеоритах и в других хондритах.

Их открытие в метеоритах, как подчеркивают планетологи, необязательно говорит о том, что астероиды играли роль главного источника органики для ранней Земли. С другой стороны, это открытие говорит о том, что молекулы сахаров могли формироваться и накапливаться в первичной материи Солнечной системы и без участия воды. Раньше ученые считаю, что она обязательна для того, чтобы углеводы смогли сформироваться.

Понимание этого факта крайне важно не только для того, чтобы больше узнать об истории зарождения жизни, но и для поисков ее возможных следов на других мирах. В частности, теперь у астробиологов есть больше оснований считать, что жизнь могла зародиться и на Марсе, а их коллеги-эволюционисты получили очередные свидетельства того, что первые организмы на Земле действительно могли состоять из РНК, а не ДНК и белков, заключают ученые.