Рыбные отходы приспособили для производства желатина

Таким образом можно будет значительно снизить количество пищевого желатина, который импортируется в Россию

ТАСС, 15 ноября. Ученые из Мурманска придумали метод для извлечения желатина из костей и кожи рыбы. Он должен сделать переработку отходов рыбной промышленности гораздо привлекательнее, пишет пресс-служба Российского научного фонда (РНФ). Статью с описанием метода опубликовал научный журнал Polymers.

"На большинстве рыбных производств используется в основном филе, а кожа и кости выбрасываются как отходы. Однако содержание коллагена в них достигает 80-90%, и его можно эффективно использовать для получения чистого желатина", - прокомментировала Светлана Деркач, профессор Мурманского государственного технического университета и один из авторов работы.

Желатин широко применяют в пищевой промышленности, медицине, в работе осветительного и фотографического оборудования, в косметике и во многих отраслях науки. Для его производства используется белок коллаген, который составляет основу соединительной ткани у всех многоклеточных животных.

Все предприятия мира производят около 400 тыс. тонн желатина в год. Его большую часть извлекают из шкур и костей свиней и крупного рогатого скота. Пресс-служба отметила, что при производстве желатина нужно очень строго соблюдать санитарные нормы. Это ограничивает его выработку в России - сейчас в страну импортируется около трети необходимого пищевого желатина.

Безотходное производство

Деркач и ее коллеги предлагают расширить долю России на этом рынке за счет рыбной промышленности, где РФ занимает лидирующие позиции. Как правило, самые богатые коллагеном части рыбы - кожа, плавники, кости и хвост - выбрасываются и никак не обрабатываются.

Мурманские химики задумались о том, как можно наиболее эффективно извлекать этот белок из подобных отходов рыбного производства с помощью кислот, щелочей и других веществ, которые могут разбивать белки соединительной ткани на отдельные нити коллагена. Для этого ученые провели серию экспериментов с кожей трески, меняя температуру среды и состав обрабатывающих смесей.

Как отмечают исследователи, стандартные технологии выделения этого белка не подходят для обработки кожи и костей обитателей морей из-за того, что аминокислотный состав коллагена рыб и млекопитающих различается. Кроме того, аналогичные расхождения характерны и для коллагена морской фауны из разных климатических поясов, что тоже нужно учитывать при производстве желатина.

"Оказалось, что для наиболее эффективного выделения желатина из кожи трески достаточно слабокислой среды. При этом получается более ценный продукт по своим физическим характеристикам. Образующиеся из него гели могут сохранять свою форму при температурах, близких к комнатным. Этот факт поможет расширению использования рыбного желатина в промышленности", - подытожила Деркач.