Все новости

Неподалеку от Стокгольма нашли затонувший корабль. Он может оказаться близнецом "Васы"

Находку не сделали раньше из-за того, что район у острова Ваксхольм очень сложен для погружения

СТОКГОЛЬМ, 8 ноября. /ТАСС/. Шведские морские археологи нашли у острова Ваксхольм неподалеку от Стокгольма два затонувших корабля XVII века. Находка вызвала огромный интерес, поскольку одно из судов не уступает размерами знаменитому флагману шведского королевского флота - кораблю "Васа". Эксперты рассказали об этом на специальной пресс-конференции.

"Неожиданно мы натолкнулись на стену из черного дуба, которая возвышалась на высоту 5-6 м над поверхностью дна", - рассказал археолог Йим Ханссон об одной из сделанных ими находок. Он подчеркнул, что пока еще нельзя со всей уверенностью утверждать что-либо о возрасте судна, а также о том, было ли оно королевским кораблем. Однако, по предварительным оценкам, он мог относиться к той же серии, что и уже известные суда Äpplet ("Держава", 1629), Kronan ("Корона", 1632 г) и Scepter ("Скипетр", 1636).

"Размеры указывают на то, что это, возможно, "Держава", но сейчас сложно сказать наверняка. Мы до конца не знаем, каким образом корабли были сконструированы, насколько отличаются от "Васы": не сохранились ни их чертежи, ни модели. Нам надо будет замерить их и сравнить с "Васой". Когда мы получим результаты анализа взятых нами образцов дерева, из которых построены обнаруженные суда, можно будет сказать более точно", - пояснил Ханссон.

Доски обшивки были сделаны из черного дуба, их ширина - около 40 см, толщина - 10-12 см. Общая толщина борта с внутренней отделкой составляла 60-70 см. "Мы нашли много корабельных фрагментов, типичных для того времени, которые похожи на детали с "Васы". Они очень хорошо сохранились", - сказал археолог.

Определить, какие именно корабли нашли археологи, можно будет после дополнительного исследования этих досок. По годовым кольцам можно определить, в какое время года - летом или зимой - были срублены деревья, из которых сделали доски, а потом посмотреть в архивах, когда строились корабли. Изучение годовых колец может рассказать и о том, где эти деревья росли. "Мы знаем, что срубленные дубы использовались в течение двух лет, они не могли лежать четыре года, поэтому мы получим достаточно точный возраст", - пояснил эксперт.

Замо́к на подступах к столице

Ученые полагают, что корабли были специально затоплены, чтобы перекрыть завоевателям путь к Стокгольму. "Ваксхольм - это стратегический пункт в оборонной системе Стокгольма, своего рода замо́к на подступах к столице. Малые суда могли подходить к городу и в других местах, а большие - только через "запертый пролив" у острова. Здесь на дне пирамидами наваливали камни и специально затапливали корабли", - сказал Ханссон.

На вопрос, почему эти корабли никто не нашел раньше, Ханссон ответил, что этот район очень сложен для подводных работ. "Давно известно, что у Ваксхольма затапливались суда. Сохранились даже документы, рассказывающие о планах установить затопленные корабли один на другой. Но этот район сложен для погружений. Здесь сильное течение, кроме того, долгое время здесь существовал запрет [на погружение], что, в свою очередь, способствовало тому, что эти останки не были обнаружены раньше", - добавил он.

Археологи не планируют поднимать затонувшие корабли - во-первых, это дорого, а во-вторых, может повредить их сохранности. Туристам достаточно корабля "Васа", для которого устроен целый музей, а для остальных кораблей в следующем году откроют отдельный музей Vrak. Он посвящен морской археологии, подводным находкам на Балтике.

По словам специалистов, дно Балтийского моря - настоящая сокровищница для историков и археологов. Балтика была частью торгового пути с северо-запада Европы на Восток - пути "из варяг в греки". Историки считают, что каждый год из сотни деревянных судов гибло три-пять (торговые или военные караваны могли состоять из 200-300 судов). В военные времена эти цифры возрастали: за одно сражение стороны могли потерять 60 и более кораблей.

Благодаря пониженному содержанию соли и кислорода в воде, а также отсутствию корабельных червей Балтийское море очень хорошо сохраняет древесину затонувших судов. Один из примеров - корабль "Васа", который затонул в XVII веке практически сразу же после спуска на воду. В 60-х годах прошлого века его подняли практически целым и невредимым. Сейчас он находится в Стокгольме в специально построенном музее.