Ученые выяснили, что половина россиян не реагирует на антидепрессанты

По статистике ВОЗ, свыше 300 млн жителей Земли сейчас страдают от депрессии

ТАСС, 7 ноября. Отечественные ученые выяснили, что примерно 55% россиян являются носителями вариаций в генах, которые снижают силу действия антидепрессантов или провоцируют побочные эффекты при их приеме. Об этом сообщает пресс-служба медико-генетического центра Genotek.

"Мы вместе с главным психиатром Москвы и сотрудниками психиатрической клинической больницы имени Алексеева опубликовали статью, в которой привели аргументы за проведение генетического тестирования до назначения антидепрессантов. Эти тесты позволят значительно сократить время подбора препарата, а также снизить частоту развития побочных реакций", - рассказал генетик, генеральный директор Genotek Валерий Ильинский.

Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), больше 300 млн жителей Земли сейчас страдают от депрессии. Каждый год она приводит к смерти примерно 800 тыс. человек, чему особенно подвержены подростки, а также юноши и девушки в возрасте от 15 до 29 лет.

Борьба с эпидемией хронической депрессии осложнена тем, что нейрофизиологи пока не до конца понимают природу этой болезни. К примеру, пока ученые не выяснили, работу каких участков мозга она нарушает, и имеет ли депрессия исключительно генетическую подоплеку. Вдобавок непонятно, как именно связанные с ней сдвиги в работе мозга влияют на мотивацию и настроение человека.

Генетика депрессии

Прием антидепрессантов часто или никак не влияет на состояние человека или даже усугубляет проблемы, вызывая серьезнейшие побочные эффекты. Многие из них, как отмечают Ильинский и его коллеги, почти на 100% связаны с особенностями в структуре генов, которые управляют работой клеток мозга и других частей организма.

В частности, за последние годы ученые открыли несколько подобных мутаций в гене CYP2D6 и других участках ДНК, которые отвечают за переработку чужеродных молекул. Эти небольшие вариации в устройстве генов делают их носителей почти нечувствительными к действию антидепрессантов или мешают выводить их из организма. В результате появляется много неприятных побочных эффектов.

Ильинский и его коллеги решили выяснить, как часто подобные вариации генов встречаются среди россиян. Для этого ученые проанализировали геномы примерно семи тысяч пациентов, преимущественно мужчин и женщин среднего возраста, которые обращались в Genotek за помощью и консультациями.

Оказалось, что мутация rs3892097, которая замедляет вывод антидепрессантов из организма, присутствовала в ДНК примерно половины пациентов. Это означает, что при развитии депрессии им следует принимать другие препараты, чьей работе не мешают подобные особенности в структуре генома.

В ближайшее время российские ученые и медики планируют подготовить набор фармакогенетических тестов, которые помогут врачам подбирать наиболее безопасные и действенные антидепрессанты для конкретных пациентов.