Ученые сделали элементы источников нейтронного излучения эффективнее

В работе участвовали как российские, так и французские исследователи

ТАСС, 10 октября. Ученые из России и Франции повысили эффективность работы основного материала рефлекторов - оптических элементов для источников нейтронного излучения. Полученные данные помогут в создании компактных источников нейтронного излучения, сообщила в четверг пресс-служба Министерства науки и высшего образования.

Ученые используют источники нейтронного излучения не только в фундаментальных исследованиях по физике, химии или биологии, но и в сугубо практических целях - в медицине, при разведке нефти, в ядерной энергетике или ядерном оружии. Рефлекторы в таких источниках транспортируют излучение и формируют узконаправленный поток нейтронов высокой плотности. Сегодня все ученые в этой области работают над тем, как увеличить плотность потока нейтронов и эффективно доставить их до исследуемого образца. У современных рефлекторов сравнительно низкая эффективность и большие размеры, поэтому создавать компактные нейтронные источники создавать пока невозможно, хотя в них заинтересованы не только исследователи, но и промышленность.

"На базе источника нейтронного излучения ILL [ученые] провели успешные исследования перспективных материалов для нового типа рефлекторов - оптических элементов для источников нейтронного излучения. Ученым удалось существенно повысить эффективность работы основного материала. Этот подход имеет большой потенциал и может быть использован для разработки высокоэффективных оптических элементов для нейтронных источников", - говорится в сообщении.

Принцип работы новых рефлекторов будет основан на эффекте рассеяния излучения на материале, который состоит из элементов с размерами от нескольких нанометров до нескольких десятков нанометров. Повысить эффективность работы такого материала исследователи смогли за счет использования ультрадисперсной (размерами в субмикронном диапазоне) матрицы из слабопоглощающего материала.

"Разрабатываемые нами рефлекторы на базе новых материалов позволят получить большую плотность потока, а также подтолкнуть разработку компактных нейтронных источников. Это позволит существенно развить создаваемую уникальную научно-исследовательскую инфраструктуру установок класса "Мегасайенс". Большая яркость новых источников неизбежно приведет к сокращению времени эксперимента и возможности наблюдения процессов, которые протекают на наноразметровом уровне с высокими скоростями", - рассказал один из авторов работы, научный сотрудник БФУ им. И. Канта Иван Лятун.

Источник холодных нейтронов, то есть с малой энергией нейтронов, установленный в ILL, - источник с самой большой интенсивностью нейтронного излучения в мире. Холодные нейтроны считаются уникальным инструментом в различных областях фундаментальных и прикладных исследований. Ученые считают, что полученные результаты также будут востребованы в связи с запуском нейтронного реактора ПИК, который строится в Гатчине под Санкт-Петербургом в рамках нацпроекта "Наука".