Все новости

Эксперт: дальнейшее развитие области литий-ионных батарей в России требует господдержки

Менеджер по работе с ключевыми клиентами портфельной компании "Роснано" ООО "Литэко" - управляющая компания ООО "Лиотех-Инновации" Вера Волошина отметила, что литий-ионные аккумуляторы дороже аккумуляторов других типов, но они служат в несколько раз дольше, могут запасать больше энергии на единицу массы и объема, удобны в эксплуатации

МОСКВА, 9 октября. /ТАСС/. Разработка, а также внедрение в практику литий-ионных батарей, за которые в среду была присуждена Нобелевская премия по химии, требует специальных государственных программ поддержки, которые существуют во многих странах. Такое мнение в беседе с корреспондентом ТАСС в среду высказала менеджер по работе с ключевыми клиентами портфельной компании "Роснано" ООО "Литэко" - управляющая компания ООО "Лиотех-Инновации" Вера Волошина.

По ее словам, за последние 10-15 лет внедрение литий-ионных батарей произошло во всех сферах не потому, что с самого начала это была очень выгодная технология. Литий-ионные аккумуляторы дороже аккумуляторов других типов, но они служат в несколько раз дольше, могут запасать больше энергии на единицу массы и объема, удобны в эксплуатации. Во многих странах существует система поддержки таких технологий: гранты ученым-разработчикам, субсидии и льготы производителям электротранспорта и систем накопления энергии на литий-ионных аккумуляторах, льготы при покупке электромобилей и стимулирование использования возобновляемых источников энергии.

"Только после нескольких десятилетий господдержки на всех уровнях технология вышла на уровень безубыточности и стала приносить чистую прибыль. В России существуют субсидии производителям электротранспорта, предпринимаются меры по развитию рынка систем накопления энергии, но в целом объем государственной поддержки внедрения литий-ионных технологий существенно ниже, чем в других развитых странах", - отметила собеседница агентства.

При этом она напомнила, что в России есть перспективные научные группы, работающие в области литий-ионных аккумуляторов, например, в Сколковском институте науки и технологий (Сколтехе), в Центре компетенций Национальной технологической инициативы "Технологии новых и мобильных источников энергии", который создан при Институте проблем химической физики Российской академии наук в Черноголовке (Московская область). Однако пока все эти разработки находятся на этапе лабораторной технологии, а для их масштабирования и внедрения в промышленное производство требуется существенное финансирование.

"В результате число производителей литий-ионных аккумуляторов в России сейчас ограничено. Наш завод "Лиотех" - это практически единственное предприятие, которое массово производит литий-ионные аккумуляторы для гражданских рынков. Есть еще три-четыре завода, которые делают такие аккумуляторы для военных применений и для космоса, но там себестоимость изделий в три-четыре раза выше рыночной", - пояснила Волошина.

Новые сферы применения

Между тем, по ее словам, востребованность, а также сферы применений литий-ионных батарей в ближайшие годы будут только расширяться. Например, в последнее время востребован городской электротранспорт (электробусы, электромобили, троллейбусы с удлиненным автономным ходом), стали появляться решения для электрического и гибридного водного транспорта (паромы, электросуда), ведутся разговоры о создании электрического самолета. Одна из самых быстрорастущих сфер применения литий-ионных аккумуляторов - беспилотные летательные аппараты (дроны).

"Существует также огромный рынок замены свинцово-кислотных аккумуляторных батарей на литий-ионные, например, в источниках бесперебойного питания, которые применяются повсеместно. Одним словом, у литий-ионных батарей большое будущее, и развитие отечественного производства таких батарей - важная государственная задача", - заключила эксперт.

Нобелевская премия по химии

Нобелевская премия в области химии 2019 года присуждена американцу Джону Гудинафу, британцу Стэнли Уиттингему, японцу Акире Ёсино "за разработку литиевых батарей". Уиттингем получил свою часть премии за открытие энергоемкого материала, пригодного для создания катода литиевых батарей, а Гудинаф предсказал, что он будет иметь еще больший потенциал, если будет сделан с использованием оксида вместо сульфида металла, в 1980 году он продемонстрировал это на практике. На основе катода Гудинафа Ёсино в 1985 году создал первую коммерчески жизнеспособную литий-ионную батарею.

Как пояснили в Нобелевском комитете, эти легкие, перезаряжаемые и мощные батареи теперь используются во всем: от мобильных телефонов до ноутбуков и электромобилей. Они также могут накапливать значительное количество энергии от солнца и ветра, что делает возможным создание общества, свободного от ископаемого топлива.