Крылатые и винтовые, крупнейшие в мире, вместимостью 850 человек за раз и способные взлететь с футбольного поля - есть на что посмотреть помимо летной программы. Этапы проведения авиакосмического салона МАКС, открывшегося накануне в подмосковном Жуковском - три дня делового общения и выходные – для зрителей. В день открытия российские авиастроители заключили меморандумы и контракты на продажу 129 самолетов, стоимостью около 7 миллиардов долларов. Это 77 региональных SSJ-100 и 52 магистральных МС-21, которые должны поступить на взлетные площадки к 2017 году. Но российский рынок не ограничивается «тяжеловесами». Есть что предложить и тем любителям полетать, кто сам хочет сесть за штурвал. Эту «кроху» из Краснодарского края в массовое производство ещё не запустили – инвесторы вкладываться не спешат. Хотя стоит она меньше полумиллиона рублей, «выжимает» под 200 километров в час и на испытаниях поднималась на пять километров в высоту.
Рамиль Рамазанов, руководитель армавирского аэроклуба:
- Требования как к мопеду. В любое время выкатил в огород, длиной более 32-х метров и полетел.
Инженеры из Казани завлекают покупателей оригинальным дизайном и яркой внешностью. Хотя эта «Мурена» пока только макет.
Роберт Хисанов, инженер:
- Макетный образец, в котором мы сейчас сидим, планируется выпустить в 2014 году. Самолет 4-х местный, легкий, многоцелевой. Красивый дизайн разработанный, комфортный салон полностью кожаный.
Много планов и в пассажирском вертолетостроении. А вот стабильное производство «на поток» только входит в силу. Хотя и – на мировом уровне – со скоростью полета под 300 км/ч, высотой полета до 5,5 километров и дальностью – до 900 километров.
Илья Луданов, корреспондент:
- До сегодняшнего дня разработка Казанского завода, вертолет "Ансат", использовался только как грузовой, и вот как раз сейчас на МАКСе должна произойти его сертификация, и он должен получит разрешение на перевозку пассажиров, потому что на самом деле здесь целых девять мест для пассажиров.
- А вот у знаменитого "Аллигатора" дальность полета всего 500 километров, но не это в нем главное. Вот противотанковые ракеты, "неуправляемые" ракеты воздух-земля, пушка на 30 миллиметров и броня 12 миллиметров.
Военная программа МАКС - самая яркая и насыщенная. Знаменитыми «вертушками» камовского завода пользуются не только в армии. МЧС представили обновленный КА-32. Теперь здесь больше электроники и легче управление. Перевозят на нем не только грузы, но и транспортируют пострадавших.
Максим Краснослободцев, авиатехник МЧС:
- Идеально подходит для таких работ как трелевка леса, установка каких-либо сложных конструкций, также можно использовать грузовую кабину. В данный момент на ней установлен медицинский модуль, можно использовать как полноценную операционную для врача.
В первый день самую масштабную ярмарку летательных аппаратов посетили 18 тысяч специалистов авиации. Всего же организаторы рассчитывают на полмиллиона посетителей. Уже продано 180 тысяч билетов. Залог зрительского успеха - в летной программе. Кроме традиционных «Стрижей» и «Витязей», истребителя пятого поколения Т-50, пилотажных групп из Франции и Швейцарии, впервые зрители увидят в небе китайских летчиков и российскую вертолетную группу «Беркуты» на МИ-28.
Илья Луданов, Максим Зайцев, Дмитрий Виноградов
(Жуковский, Московская область)