На юге Сибири нашли рачков, переживших ледниковый период

Там же находилось единственное место в Азии, где древние люди смогли пережить наиболее холодную стадию плейстоцена

МОСКВА, 19 сентября. /ТАСС/. Сразу несколько видов рачков-дафний, которые живут только на территории горных районов Саян и Алтая, оказались своеобразными климатическими "беженцами". Беспозвоночные пережили в этом уголке Сибири ледниковый период, пришли к выводу ученые из России и США. Об этом пишет пресс-служба Российского научного фонда со ссылкой на научный журнал PLOS ONE, в котором опубликована статья с результатами работы.

Ученые отмечают, что во времена плейстоцена, то есть десятки или даже сотни тысяч лет назад на территории Саянских гор и Алтая располагалось "убежище" пресноводной фауны. "В нем виды переживали неблагоприятные времена ледникового периода, - отмечает один из авторов работы Алексей Котов. - Кстати, здесь же располагался и рефугиум (то есть "убежище", - прим. ТАСС) сухопутной фауны, например, это единственное место в Азии, где во время наиболее холодной стадии плейстоцена выжили люди".

Ученые сегодня считают, что нынешняя эпоха оледенения началась примерно в конце плиоцена - 2,6 миллиона лет назад. В следующей эре, плейстоцене, площадь оледенения и средние температуры воздуха циклически менялись, повышаясь почти до современного уровня и затем падая на несколько градусов.

Эти температурные сдвиги сопровождались резкими похолоданиями и потеплениями, а также наступлением и отступлением ледников. Подобные процессы породили уникальную ледниковую фауну, почти все представители которой вымерли примерно 15-13 тысяч лет назад, как считают многие палеонтологи, из-за потепления климата и распространения человечества по Земле.

Многие представители флоры и фауны, как объясняют Котов и его коллеги, избежали подобной судьбы в последние 2 млн лет благодаря тому, что они смогли пережить наступления ледников и похолодания в своеобразных климатических "оазисах", так называемых рефугиумах. Так ученые называют относительно изолированные уголки Земли, где температуры менялись не так сильно во время ледниковой эпохи благодаря благоприятному стечению обстоятельств.

"Эко-курорты" Алтая

Российские ученые открыли один из подобных регионов на территории юга современной Сибири, изучая видовое и генетическое разнообразие дафний, мелких рачков, обитающих в пресноводных водоемах Саянских гор и Алтая. Эти членистоногие существа обитают фактически во всех озерах и реках и достаточно легко образуют новые виды. Алтайские и саянские дафнии давно привлекают внимание ученых тем, что некоторые их виды могут быть так называемыми эндемиками, уникальными видами, которые не встречаются в других уголках Земли.

Авторы работы решили проверить, так ли это на самом деле, совершив экспедицию на Алтай и Саяны. Биологи собрали образцы озерной и речной воды из 57 уголков Южной Сибири и Монголии, извлекли из них дафний и провели среди них своеобразную генетическую перепись. Сравнение геномов рачков подтвердило подозрения ученых - некоторые их виды, в частности, Daphnia turbinate и Daphnia umbra, действительно оказались уникальными обитателями Алтая и Саян.

Дальнейшее изучение этих беспозвоночных помогло исследователям найти новые подтверждения одной из эволюционных гипотез, которая объясняет то, почему некоторые обитатели подобных экологических "оазисов" не покидают их и не распространяются по Земле даже после того, как неблагоприятная климатическая эпоха завершается.

Помимо этого, генетическая "перепись" рачков, как надеются ученые, поможет их коллегам-экологам и специалистам водоохранных ведомств лучше понимать то, что необходимо делать для сохранения биологического разнообразия Сибири.