Темпы роста содержания углекислого газа в атмосфере временно замедлились

В последние десятилетия содержание углекислого газа в атмосфере увеличивалось, однако ученые из Англии, США и Австралии выяснили, что начиная с 2000-х годов темпы роста концентрации СО2 в атмосфере замедлились.
Океаны и земная поверхность удаляют из атмосферы около половины всего углекислого газа, который выбрасывает человечество каждый год. Скорость поглощения CO2 не постоянная и меняется от года к году в зависимости от естественного изменения климата, извержения вулканов и других факторов. В частности, большую роль в поглощении газа играют растения.

Растения используют углекислый газ для фотосинтеза. Анализ ученых показал, что увеличение его содержания в атмосфере положительно повлияло на земные растения, увеличив их продуктивность. Они стали еще более активно поглощать и использовать атмосферный углерод. Темпы роста концентрации газа в воздухе снизились, это привело и к замедлению глобального потепления. Растения поглощают углекислый газ при фотосинтезе и выделяют его при дыхании, но в меньшем количестве, что помогает снизить рост содержания газа в атмосфере.

В итоге, хотя выбросы CO2 человеком только увеличиваются с каждым годом, его содержание в атмосфере не растет теми же темпами, так как растения поглощают больше углекислого газа, чем в предшествующие десятилетия (до 1960-х годов).

Эти результаты основаны на данных Глобального проекта по углероду, который собирал наблюдения со спутников, параметры состава атмосферы, поглощаемости газов и другие данные.

Тем не менее ученые предупредили, что такое замедление временно, и в конечном счете, если темпы и масштабы выбросов будут расти, ежегодный прирост количества газа в атмосфере снова начнет увеличиваться и темпы глобального потепления снова возрастут. Возможно, этот процесс уже начался в 2015—2016 годах.

Статья опубликована в журнале Nature Communications.

Недавно ученые выяснили, чем городские растения в результате адаптации стали отличаться от растущих за городом.