Кулики запутывают хищников графиком высиживания

Международная группа исследователей, в которую входили и ученые из России, выяснила, как кулики разделяют между собой обязанности по высиживанию птенцов.

У куликов яйца высиживают по очереди оба родителя. Птицы сменяют друг друга в разном порядке: иногда самец или самка сидит на кладке один час, а иногда и больше суток. Ученые решили выяснить, как меняется и от чего зависит график работы родителей сиделками.

76 ученых провели наблюдения за 729 гнездами куликов (российские участники исследования наблюдали за птицами на Чукотке). Ученые использовали регистраторы освещенности, которые надевали на лапки самок и самцов. Когда птица сидела в гнезде, прибор был не освещен, и таким образом можно было понять, когда на яйцах самка, а когда — самец. Сначала они предполагали, что график зависит от долготы дня — если птицы гнездятся в высоких широтах, там, где летом солнце не садится, график слабо привязан к 24-х часовому циклу. Но выяснилось, что птицы, которые высиживают яйца в умеренных широтах, с обычным чередованием ночи и дня, тоже зачастую не обращают внимания на смену времени суток, не сменяясь в гнезде по 50 часов.

Другое возможное объяснение было связано с едой, но у тех куликов, которые ищут корм в приливной полосе, циклы высиживания и к отливам не привязаны.

Ученые сделали вывод, что, возможно, такая схема дежурства вызвана попытками куликов скрыть местонахождение гнезда.

Как рассказал один из соавторов исследования, ведущий научный сотрудник Зоологического музея МГУ Павел Томкович, кулики гнездятся прямо на земле, и для них опасны и хищные птицы, и звери. В попытках избежать ненужного внимания те кулики, которые окрашены невзрачно и могут слиться с окружающим пейзажем, стараются находиться в гнезде подольше, чтобы не привлекать хищников лишней активностью. Те же птицы, которые окрашены пестро, сидят на яйцах недолго, выбирая более активную стратегию, например, нападают на агрессора первыми или пытаются отвлечь его от гнезда.

Исследование описано в журнале Nature.

Опасность стать добычей вообще важный фактор, влияющий не только на поведение, но и на естественный отбор. Датские ученые, например, выяснили, что охота, возможно, способствует выживанию птиц с самым большим мозгом.