Дислексия связана с низкой способностью к адаптации

Американские ученые пришли к выводу, что одна из причин дислексии — пониженная способность к сенсорной адаптации. К такому заключению их привели опыты, которые показали, что мозг людей с дислексией хуже адаптируется к повторяющимся стимулам.

Дислексия — это расстройство, которое мешает развитию навыков чтения. Поскольку для чтения нужны разные «умения» — зрение, знание языка, управление движением глаз, способность удерживать внимание, ученые предполагают, что дислексию нельзя объяснить нарушением работы какой-то одной области мозга.

Ученые предположили, что причиной проблем может быть сенсорная адаптация. Сенсорная адаптация — это падение чувствительности к повторяющемуся или слишком сильному стимулу. Например, когда человек выходит из темной комнаты на свет, ему сначала кажется, что свет очень яркий, но потом ослабевает. На самом деле свет не теряет в яркости — мозг быстро адаптируется и при обработке сигнала от глаз «подкручивает» его мощность.

Ранние эксперименты по сенсорной адаптации показали, что она не только позволяет привыкать к слишком яркому свету или шуму, но и ускоряет перцептивное обучение, то есть улучшает способности к восприятию внешних раздражителей.

Исследователи поставили эксперимент, в котором людям с дислексией (и контрольной группе, в которой все были здоровы) включали записи произношения разных слов, причем либо все слова произносил один и тот же голос, либо разные. Во время эксперимента мозг участников сканировали в томографе и наблюдали за активностью слухового центра.

Как оказалось, мозговая активность дислексиков и здоровых отличалась, если голос не менялся. У здоровых людей в начале эксперимента активность возрастала, а потом снижалась, из-за того что стимул (голос) был один и тот же и мозг привыкал к нему. Мозг дислексиков не снижал активности на протяжении всего эксперимента.

Ученые провели испытания с другими стимулами: участникам показывали предметы и лица, причем одни и те же. Трудности с адаптацией возникли и в других отделах: у дислексиков мозг реагировал так, словно видел картинки каждый раз как в первый.

Ученые считают, что дислексия не ухудшает восприятие звуков и изображений потому, что это очень древние навыки и они ограничены конкретными отделами. Для чтения же требуется взаимодействие разных отделов мозга, и тут сказывается общая слабая способность к адаптации.

Исследование описано в журнале Neuron.

О том, насколько мозг пластичен и способен научиться воспринимать самые неожиданные виды сигналов, читайте в материале «Чердака».