Почвенная влага важнее для климата, чем ранее считалось

Американские экологи и климатологи подтвердили, что верхний слой почвы, несмотря на очень малую толщину, играет важную роль в формировании климата на планете.

Моделирование климата, прогнозирование погоды и связанный с этим мониторинг сельского хозяйства играют сегодня важную роль в жизнедеятельности человека, особенно в последние десятилетия, когда из-за техногенного воздействия начались негативные климатические изменения.

По данным ученых-экологов, содержание влаги в самом верхнем слое почвы хотя и составляет всего 0,001% от всей пресной воды на планете, но непосредственно влияет на формирование климата и погодных условий. Поэтому ученые придают большое значение данным, полученным со спутника SMAP.

Спутник SMAP (от английского Soil Moisture Active Passive — «аппарат для изучения активной и пассивной влажности почвы») — космический аппарат дистанционного зондирования Земли. Он снабжен самой большой вращающейся сетчатой антенной из всех, что когда-либо применялись в космосе. С ее помощью спутник, облетая Землю, каждые два-три дня сканирует верхний поверхностный слой и измеряет содержание в нем воды.

После обработки данных со спутника ученые получили несколько неожиданных результатов, отличавшихся от более ранних теоретических прогнозов. Так, выяснилось, что верхние пять сантиметров почвы сохраняют последствия водных аномалий (например, ливней) гораздо дольше, чем предсказывала теория. Считалось, что влага в почве держится не больше нескольких часов, а оказалось, что даже через несколько дней после осадков в самых засушливых районах в верхних слоях почвы все еще сохраняется до 1/7 объема выпавших осадков.

Кроме того, ученые зафиксировали значительную обратную связь между увлажненностью почвы и климатом, за счет которой влажная почва становится более влажной, а сухая — еще более сухой. Это может привести к формированию более жаркого локального климата, удлинению засух и расширению засушливых территорий. Ранее ученые лишь предполагали такой эффект, а с помощью данных спутника смогли их подтвердить.

По словам ученых, знание о том, сколько влаги содержится в тонком поверхностном слое, помогут более точно предсказывать ливни, наводнения и засухи, что очень важно для сельского хозяйства.

Исследование опубликовано в журнале Nature Geosciences.

Ранее экологи предложили использовать почвы для сокращения парниковых газов.