Слоны осознают свое тело

Ученые из США и Великобритании выяснили, что слоны осознают свое тело при решении задач, а значит, скорее всего, обладают способностью к самосознанию.

По словам ученых, самосознание, то есть способность отличать себя от окружающего мира, свойственна очень немногим животным. Выявить ее непросто, и в основном для поиска среди животных тех, которые осознают себя, используют тест с зеркалом. Смысл теста простой: животное, видя свое отражение, понимает, что смотрит на себя. Или не понимает. Как правило, животные проявляют такую способность не сразу, а только привыкнув к отражению, да и потом большинство тестируемых принимают отражение за партнера по общению и не достигают понимания, что видят перед собой свое собственное тело.

Ученые считают, что способность узнать в зеркале себя маркирует самосознание, которое необходимо для осознания отдельности других. Этот вывод подтверждается тем, что животные, которые успешно прошли тест с зеркалом, — шимпанзе, дельфины, вороны — проявляют и другие признаки разума, например умеют совместно решать задачи и проявлять эмпатию.

У теста с зеркалом есть слабые места: например, он не очень хорош для животных, у которых зрение не самый важный орган чувств, или для тех, которые не проявляют интереса к меткам на своем теле (их наносят, чтобы выяснить, понимают ли животные, что метка не на «соседе из зеркала», а на них самих).

Ученые предложили другой тест для определения способности к самосознанию — такой, который должен выявить понимание животным своего тела как препятствия на пути к достижению цели. Для этого они адаптировали тест, который уже использовали в исследованиях детей. Суть его в следующем: ребенок толкает к экспериментатору продуктовую тележку, которая прикреплена к коврику, на котором сам ребенок и стоит. Если ребенок догадается сойти с коврика, чтобы тележка могла катиться, он осознает свое тело.

В исследовании со слонами использовали резиновый коврик, а вместо тележки участникам эксперимента предложили палку, привязанную к коврику. В ходе испытания слон должен был зайти на коврик, потом поднять с земли хоботом палку и отдать ее человеку, который стоял в нескольких метрах впереди. В контрольном эксперименте все было точно так же, только палку не привязывали.

Результат показал, что слоны понимают, когда подать человеку палку мешает вес их собственного тела, сходят с коврика и несут человеку палку вместе с привязанным к ней ковриком. Всего в ходе эксперимента участвовало 12 азиатских слонов, которые подавали палку 12 раз, и из них восемь животных догадалось сойти с коврика в 11 случаях. Один из слонов догадался, что мешает ему нести палку, только однажды.

В контрольном тесте слоны сходили с коврика в среднем только в четырех попытках из 12, видимо понимая, что это не обязательно.

Слонам было от четырех до 40 лет, и четырехлетние животные успешно прошли тест. По словам ученых, интересно будет поставить эксперимент с более молодыми животными и посмотреть, в каком точно возрасте слоны начинают осознавать свое тело, — дети научаются успешно проходить тест с ковриком и тележкой к двум годам.

Исследование описано в журнале Scientific Reports.

О самосознании у косаток, дельфинов и других животных читайте на «Чердаке».