Синицы присматриваются к соседям при поисках дома

Ученые из Великобритании пришли к выводу, что самцы большой синицы (Parus major) выбирают похожих по характеру соседей, когда присматривают место для гнезда.

По словам ученых, индивидуальные особенности характера животных могут заметно влиять на социальную структуру популяций, но вот исследований, которые были бы посвящены связи между характером животных и их расселением по территории, мало.

Ученые из Оксфордского университета провели такое исследование, выбрав в качестве объекта синиц. Они исследовали популяцию из Уайтам-Вудс — лесистой местности неподалеку от Оксфорда. Наблюдения за синицами там ведутся с 1947 года, все места гнездования известны, а всех птиц окольцовывают.

Чтобы изучить, как на расселение птиц по лесу влияет их характер, ученые сначала установили, какой характер бывает у синиц. Они разделили птиц по степени их смелости, которая выражается в том, насколько птицы подвижны, предприимчивы и любопытны. Для этого они ловили подопытных (и самок, и самцов) и помещали их на восемь минут в незнакомую для них комнату с пятью насестами. Ученые наблюдали, как синицы скакали с одного насеста на другой и летали по комнате, и отмечали разницу — некоторые птицы были подвижнее и смелее других.

Ученые распределили птиц по «шкале смелости» и затем в течение шести сезонов наблюдали за тем, какие места для гнезд они занимают. Результаты показали, что более робкие самцы выбирают места для гнезд среди похожих на них несмелых особей, а более агрессивные и смелые птицы, соответственно, селятся ближе друг к другу. Интересно, что у самок такое распределение отсутствует, и они, как считают ученые, распределяются по лесу, просто выбирая себе тех или иных партнеров и следуя за ними.

По словам ученых, любой тип соседа имеет свои преимущества. Например, смелые соседи, с одной стороны, скорее помогут защититься от врагов, а с другой — сами могут стать причиной конфликта из-за агрессии в брачный период.

Ученые считают, что результаты исследования заставляют задуматься, насколько приспособляемость к среде зависит не только от свойств фенотипа животных, но и от особенностей их соседей.

Исследование описано в журнале Animal Behaviour.

Как показало исследование других ученых, самцы синиц готовы голодать, но не расставаться со своей самкой. Читайте об этом на «Чердаке».