Ранее уже проводились опыты, при которых ученые оценивали, могут ли младенцы узнавать и запоминать новые слова. Для этого детям, как правило, просто проигрывали один и тот же набор звуков. Но в реальности дети слышат не одно слово, а связную речь других людей, то есть кажется, что воспринимать новые слова им мешают посторонние стимулы.
Международный научный коллектив, занимающийся когнитивными исследованиями мозга, выдвинул гипотезу о том, что новорожденные могут запоминать новые слова на слух, если между ними будут чередоваться посторонние слова. И это так же эффективно, как при постоянном повторении одного и того же слова.
Гипотеза была основана на работах, которые доказывают, что изучать иностранные слова более эффективно, если слова и звуки варьировать, а не повторять много раз одно и то же.
Для проверки гипотезы ученые исследовали мозговую деятельность сорока новорожденных детей. Авторы исследования разделили младенцев на две подгруппы и повесили над их кроватками динамики, через которые те слышали наборы слов. Первая подгруппа с определенными интервалами слышала повторение одного и того же слова, в то время как другая слышала сочетания разных слов, в которых присутствует повторение целевого слова.
При помощи функциональной инфракрасной спектроскопии ученые зафиксировали активность фронтальной, теменной и темпоральной областей коры головного мозга детей, а также взаимодействие этих областей на этапах распознавания и кодирования услышанных слов.
Ученые пришли к выводу, что новорожденные дети запоминают ключевое слово, когда оно повторяется в сочетании с другими, так же эффективно, как и при монотонном его повторении. Это значит, что детей совсем необязательно учить новым словам, повторяя их. Мозг человека с детства способен к распознаванию и запоминанию слов в контексте речи.
Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA.
Ранее ученые выяснили, почему дети начинают признавать чужую субъектность.
Евгения Щербина