Выбирая маленькому ребенку книгу, родители обращают внимание не только на текст, но и на картинки. Однако в недавнем исследовании ученые из британского Университета Сассекса выяснили, что перебор с иллюстрациями может негативно сказаться на речевом развитии дошкольника. Оказалось, что дети хуже запоминают новые слова, когда в книжке слишком много картинок.
Психологи провели два эксперимента, участниками которых стали 36 детей в возрасте около трех с половиной лет. В первом взрослые читали детям книги с разным количеством иллюстраций: по одной и по две на разворот книги формата А4. На иллюстрациях были изображены объекты, речь о которых шла в тексте. Оказалось, что в первом случае дети запоминали в среднем в два раза больше слов.
Второй же эксперимент показал, что важно не столько количество иллюстраций, сколько грамотная подача материала. В этом эксперименте детям также читали книжки с разным количеством картинок на разворот, но, называя определенное слово, взрослый указывал жестом на соответствующую ему иллюстрацию. В итоге запоминание новых слов было практически на одном уровне в обеих группах детей.
«Дети, которые слишком малы, чтобы читать самостоятельно, не могут следить за текстом, а потому не знают, на какую иллюстрацию смотреть в нужный момент. И это влияет на то, как они будут изучать новые слова, — поясняет один из авторов исследования Зое Флэк, чьи слова приводит пресс-служба университета. — Но это означает, что нужно лишь обращать внимание детей на верные иллюстрации, чтобы помочь запоминанию слов».
Результаты экспериментов соотносятся с теорией когнитивной нагрузки Джона Свеллера: она предполагает, что наша рабочая память имеет ограниченную вместимость. Исходя из этого, при создании учебных курсов важно не перегружать их потребителя информацией, отсекая ту, которая не приносит ничего нового, а вносит лишь хаос. Лишняя картинка в книге для ребенка оказывается как раз такой избыточной информацией.
Авторы исследования советуют родителям покупать детям книжки с одной иллюстрацией на разворот, а читая книги с большим числом картинок, обязательно показывать детям те, что относятся к нужному фрагменту текста.
Результаты исследования опубликованы в журнале Infant and Child Development.
Недавно также международный коллектив ученых пришел к выводу, что младенцы способны запоминать новые слова и без многократного повтора, а просто часто слыша их в обычной речи окружающих.
Евгения Щербина