Найдены отделы мозга, ответственные за импульсивность психопатов

Группа американских и британских ученых выявила нарушения в работе отделов мозга, из-за которых психопаты становятся более импульсивными и не задумываются о долгосрочных последствиях своих действий.

Психопатия — это антисоциальное расстройство личности, которое делает человека бессердечным, неспособным к эмпатии, эгоистичным и склонным к преступлениям. Это явление изучается в основном с социальной точки зрения, но его нейронные механизмы остаются во многом неизвестными.

Считается, что психопаты импульсивны, потому что выбирают благо для себя сейчас и не думают о последствиях в отдаленном будущем, либо не ценят отдаленную выгоду, и это вредит другим людям. Такой выбор — мало и сейчас или больше, но потом — описывается теорией под названием «теория субъективной ценности».

В данном случае ученые на основании этой теории решили исследовать, какие нейронные изменения лежат в основе одного из признаков психопатии — аберрантного (неадекватного) принятия решений.

Для эксперимента отобрали 49 мужчин-заключенных, у которых с помощью специальных тестов диагностировали психопатию разной степени выраженности. Их мозг сканировали с помощью МРТ в то время, пока они проходили тест. Им нужно было выбрать между меньшей денежной суммой, которую они могут получить в ближайшее время, и большей суммой, но намного позже. Причем они знали, что одна из денежных наград, выбранная случайным образом, пойдет на счет их тюремного комиссара. Люди с наивысшими показателями психопатии были менее всего терпимы к отложенной награде, то есть хотели вознаграждения немедленно, следовательно — были более импульсивны.

Ученых интересовала работа мозга участников во время выполнения теста. Они выявили, что у психопатов во время ответов на вопросы усиливается активность, связанная с оценкой субъективной значимости в прилежащем ядре — области, которая получает информацию от дофаминовых нейронов и участвует в системе вознаграждения, формировании удовольствия, смеха, зависимости, агрессии и страха. Также была нарушена функциональная связность между этим ядром и префронтальной корой, которая ответственна за чувство страха, принятие решений и самоконтроль. Причем чем больше была активность при оценке субъективной ценности, тем меньше была связность с префронтальной корой.

Также ученые обнаружили нарушения в отделах мозга, ответственных за условные рефлексы и систему распределения дофамина.

Все это в совокупности говорит о том, что у психопатов нарушены процессы обработки информации в отделах мозга, ответственных за вознаграждение, и уменьшена связность между отделом мозга, отвечающим за контроль поступков, и отделом, ответственным за оценку субъективной ценности. Из-за этого психопаты более импульсивны — они выбирают получить выгоду сейчас, нежели большую выгоду потом, а также меньше думают о последствиях.

Результаты исследования опубликованы в журнале Neuron.

Ранее ученые выяснили любопытный факт — психопаты также менее склонны заражаться от других людей зевотой.