Стафилококк был устойчив к антибиотикам до их появления

Ученые из Великобритании узнали, что метициллинрезистентный золотистый стафилококк обладал устойчивостью к метициллину еще до того, как этот антибиотик был создан.

Золотистый стафилококк — бактерия, которая приводит к самым разным заболеваниям — от угрей до таких, которые могут кончиться смертью, например пневмонии.

Первоначально против стафилококка использовали пенициллин, к которому вскоре выработалась устойчивость, так что в 1959 для борьбы с бактерией стали использовать антибиотик метициллин. Однако и к нему стафилококк скоро стал нечувствителен. Так появился метициллинрезистентный золотистый стафилококк, или, сокращенно, MRSA (от англ. Methicillin-resistant Staphylococcus aureus). Позже микроб выработал устойчивость и к другим антибиотикам. Такой «полезный навык» делает его гораздо более опасным: по данным ВОЗ, вероятность умереть, заразившись MSRA, на 64% выше, чем при заражении обычным штаммом.

Стафилококк, устойчивый к лекарству, имеет ген mecA, который кодирует белок, мешающий молекулам антибиотика связываться с клеточной стенкой бактерии. Ученые проанализировали геном бактерий из культур, хранившихся в лаборатории Public Health England — подразделения министерства здравоохранения Великобритании, и обнаружили, что ген mecA был в ДНК стафилококка задолго до того, как был создан метициллин, уже в середине 40-х. Это и объясняет, почему случаи устойчивости бактерии в новому антибиотику появились всего через два года после первого применения.

Мутации же в гене mecA позволили стафилококку в дальнейшем сопротивляться и другим антибиотикам. По сообщениям ВОЗ, наблюдаются случаи заболеваний стафилококком, в которых не помогают никакие антибиотики из имеющихся сейчас.

Исследование описано в журнале Genome Biology.

О том, где чаще всего можно «найти» болезнетворные бактерии в обычной жизни и что может бороться с MSRA кроме антибиотиков, читайте на «Чердаке».