Астрономы нашли полтысячи комет вне Солнечной системы

Возле звезды Бета Живописца (то есть второй по яркости в созвездии Живописца) астрономы обнаружили значительное число комет. Более того, ученым удалось установить то, что эти кометы относятся к двум разным семействам.

Открытие было сделано благодаря спектральному анализу. Используя телескоп с диаметром зеркала 3,6 метра в чилийской обсерватории Ла-Силья и специальный спектрограф High Accuracy Radial velocity Planet Searcher, ученые получили более тысячи отдельных спектров Беты Живописца.

Сбор этой информации занял промежуток с 2003 по 2011 год, однако в результате астрономы смогли выявить почти полтысячи комет. Более того, детальный анализ спектров указал на наличие комет двух разных типов. Один тип ученые обозначили D, от английского слова deep («глубокий», на графике спектра были наиболее отчетливые провалы), а другой — S, от shallow («мелкий», спектр имел более сглаженную форму).

Кометы D-типа, как считают авторы открытия, образовались относительно недавно. Они, судя по всему, движутся по довольно сильно отличающимся друг от друга орбитам и при этом могли возникнуть в результате распада какого-то более крупного объекта. Кометы S-типа, напротив, движутся по схожим траекториям и, вероятно, достаточно старые. Астрономы предполагают, что кометы D-типа собраны вместе тяготением одной из планет системы. Предыдущие наблюдения показали, что у Беты Живописца есть как минимум одно небесное тело с массой в несколько раз больше Юпитера.

Это далеко не первое сообщение об обнаружении комет за пределами Солнечной системы. Однако ранее ученым не удавалось изучить «экзокометы» настолько подробно. Название «экзокометы», образованное по схожему с «экзопланетами» принципу, уже используется исследователями в качестве общепринятого термина.

Подробности представлены в статье французских ученых в журнале Nature.