В Кабардино-Балкарии нашли уникальное захоронение
Ученые Института археологии РАН нашли в Кабардино-Балкарии уникальное захоронение: в могиле молодой женщины обнаружили более 500 украшений и культовых предметов. При этом археологи пока не знают, кем именно была женщина. Уверенно можно говорить лишь о необычности могилы, в которой она похоронена.
В эту эпоху в Междуречье формировалась Шумерская цивилизация, в Египте начиналось строительство первых пирамид, а на Северном Кавказе возникла и стремительно развивались металлургия и металлообработка. Причем если на ранней стадии бронзового века эти процессы были тесно связаны с ближневосточным влиянием, то с начала III тысячелетия до н.э. северокавказские племена развиваются вполне самостоятельно. Об этом можно судить, в первую очередь, по инвентарю, сопровождающему захоронения.

Раскопки 2014 года позволили обнаружить ряд погребальных комплексов, содержавших уникальные наборы орудий и украшений. Одним из наиболее выдающихся среди них стало погребение № 9 кургана 423. Согласно данным антропологов, здесь была погребена молодая женщина в возрасте от 18 до 30 лет.
«Ее костюм состоял из 550 предметов, что само по себе является беспрецедентным случаем для погребальных комплексов эпохи средней бронзы», — говорит Александр Клещенко.
В частности, возле головы были обнаружены восемь бронзовых и серебряных височных подвесок, на груди находилось ожерелье, состоящее из семи разновидностей бронзовых и фаянсовых украшений. Общее их число превышает 150 штук. Правое запястье погребенной обвивал браслет из оригинальных бронзовых подвесок, точных аналогий которым пока не известно.
По словам Александра Клещенко, наиболее выдающимися деталями погребального костюма были два так называемых поясных набора, состоящие из нескольких сотен предметов. Наряду с декоративным они имели в первую очередь культовое назначение. На это указывают самые выразительные предметы комплекса: две бронзовых булавки, являвшиеся своего рода амулетами, религиозными фетишами эпохи средней бронзы, две полусферические бляхи с солярным орнаментом, а также две миниатюрные бронзовые модели сосудов.
«Обнаружение такого богатого ассортимента украшений в одном комплексе позволяет снять все вопросы относительно синхронности существования этих типов изделий эпохи средней бронзы на территории Северного Кавказа», — говорит ученый. Исследователь подчеркнул, что имеющихся данных пока недостаточно для ответа на вопрос о положении погребенной: «Мы очень мало знаем о социальных отношениях той эпохи, чтобы называть ее „принцессой“ или „княжной“, более того, само положение погребения противоречит этому».

Археолог указывает, что захоронение было совершено в насыпи кургана, а не в материковой яме, как абсолютное большинство погребений, и поясняет значение этого обстоятельства: «Судя по имеющимся в нашем распоряжении фактам, вождей, лиц с высоким социальным статусом чаще хоронили в центре кургана, над ними делали насыпи высотой до трех метров, при этом на значительный статус указывает, в том числе, количество трудозатрат на совершение обряда. В насыпи же обычно хоронили детей, нередко встречаются погребения совсем без артефактов. Здесь же мы имеем дело со своего рода обрядовым нонсенсом!»
Заметка подготовлена на основе письма Института археологии Российской академии наук.