В России завершили экспериментальный «полет на Луну»

В Институте медико-биологических проблем РАН подвели итоги эксперимента SIRIUS-17 — имитации полета на Луну на протяжении 17 суток. Эксперимент показал перспективность смешанных в гендерном отношении экипажей.

В ходе эксперимента число женщин и мужчин в экипаже впервые было выбрано равным, и, как оказалось, психологическая устойчивость коллектива от этого не падает, а даже растет, по крайней мере, на протяжении столь короткого полета.

Наземные эксперименты по длительной изоляции экипажа, имитирующие полеты к другим планетам, уже неоднократно проводились ранее, например «Марс-500». Однако, как правило, они основывались на полетах большой длительности, в сравнительно большом гермообъеме. В то же время государственные игроки современной космической отрасли на Марс, а тем более дальше, лететь не планируют, желая ограничиться окололунной орбитой и окололунной станцией без высадки людей на спутник Земли.

Для такого полета не планируется использовать большие пилотируемые капсулы — лишь Orion и будущую российскую «Федерацию». Эти капсулы лишь немного просторнее тесных «Союзов», используемых сейчас для полетов к МКС. В них намного меньше места для физических упражнений, играющих ключевую роль в поддержании физического и психического здоровья космонавтов в сложных условиях микрогравитации. Эксперимент SIRIUS-17, проводившийся в сравнительно ограниченном пространстве, имитировал полет именно такого рода.

Эксперимент SIRIUS отличался от всех предшествующих и тем, что в нем участвовали трое мужчин и трое женщин. При этом все 17 суток фиксировались ключевые параметры деятельности их организмов — от двигательной активности и психического состояния до микробиологических показателей помещения, где они жили (на момент начала и окончания эксперимента).

Рабочей программой SIRIUS была симуляция полета к орбите Луны и возвращения обратно к Земле, без посадки на спутник. Именно такие планы подразумевает «Окололунная станция» — инициатива, прорабатываемая сейчас NASA и Роскосмосом (впрочем, по ряду причин вероятность ее реализации довольно низка). Отрабатывалась виртуальная стыковка космического корабля «Федерация» с разгонным блоком на околоземной орбите. Также с помощью шлема с надлицевым дисплеем симулировалось управление луноходом. На конечном этапе экипаж лишали сна на 36 часов и сокращали число получаемых ими калорий — так отрабатывалась возможная нештатная ситуация.

По итогам эксперимента, психологическая устойчивость коллектива оказалась выше, чем в более ранних симуляциях длительных полетов, где участвовали чисто мужские или чисто женские экипажи.

О событии сообщает Институт медико-биологических проблем РАН.

О другой имитации долгого космического полета — «Марс-160» — читайте на «Чердаке».