Дальневосточные ученые оценят вред от выхлопных газов в воздухе больших городов
Исследователи из Дальневосточного федерального университета завершили первичную оценку влияния выхлопных газов легковых автомобилей на экологию города.
Теперь ученые планируют детально изучить влияние выхлопов других видов транспорта — грузового, автобусов, а также водного и железнодорожного. Природа выбросов у них и у легковушек значительно различается в силу разницы в составе топлива. Все это позволит комплексно оценить воздействие частиц выхлопов на окружающую среду. Данные будут собраны в городах России, Китая и Южной Кореи, сообщает пресс-служба Дальневосточного федерального университета.
По всему миру выхлопные газы являются одной из главных причин преждевременных смертей, например, в США от них гибнет чуть более 50 000 человек в год, что в 12,5 раза больше всех преждевременных смертей от Чернобыльской катастрофы за последние 30 лет. Соответственно, эта тема вызывает заметный интерес, однако в нашей стране полной научной картины вреда, наносимого ее населению выхлопными газами, пока нет.
Для работы над расширенным проектом вуз собрал международную сеть ученых, которые охватят обстановку в нескольких крупных городах России, Италии, Португалии, Греции и Румынии. Уже получено несколько тысяч проб твердых микрочастиц, образующихся при работе двигателя внутреннего сгорания (ДВС) на транспорте. Они содержат токсические вещества, сажу, различные металлы, редкоземельные элементы, в том числе в виде наночастиц. Ученые тщательно изучают их состав, свойства, реакции клеток и животных на эти вещества.
Первый этап исследований привел к неутешительным выводам. Выяснилось, что новые модели автомобилей часто представляют для экологии не меньшую опасность, чем устаревшие модели с большим пробегом и износом двигателя. В экспериментах на крысах оказалось, что углеродные нановолокна, в большом количестве имеющиеся в выхлопах как старых, так и новых машин, снижают познавательную активность и расстраивают нормальные поведенческие функции животных. Удалось получить данные и о влиянии продуктов сгорания в ДВС на аллергические реакции.
По итогам второй фазы исследования планируется использовать его результаты для корректировки действующего экологического законодательства и стандартов чистоты топлива в разных странах, где работают ученые — участники проекта.
Губительную роль автомобиля для окружающей среды ранее исследовал другой коллектив российских ученых вместе со школьниками 11-х классов.