Вещество, действующее на никотиновые рецепторы человека, получили из моллюска

Российские ученые впервые выделили из тела моллюска молекулу, которая активирует человеческие рецепторы, отвечающие за передачу сигналов от нервной системы к мышцам.
Моллюск хермиссенда толстоусая, обитающий в Тихом океане, удобен для изучения работы нервной системы, так как обладает способностями, присущими высшим организмам. Так, благодаря условным рефлексам он может двигаться по направлению к меняющемуся свету, замедлять движение при попадании в волну, а также мигрировать в безопасные придонные участки в шторм.

В прошлом году специалисты Института биоорганической химии совместно с Тихоокеанским институтом биоорганическом химии искали среди различных веществ, выделенных из разнообразных морских организмов, те, что способны воздействовать на никотиновые ацетилхолиновые рецепторы, которые участвуют в передаче сигнала от нервной ткани к мышцам. В результате ученые нашли вещества, блокирующие передачу сигнала, и продолжили поиск веществ, которые могут этот рецептор активировать.

Теперь им удалось получить соединение 6-бромогипафорин, которое связывается с н-холинорецепторами типа α7 и активирует их, не воздействуя при этом на н-холинорецепторы других типов.

Рецепторы данного типа у человека активируют когнитивные процессы, регулируют клеточный рост и иммунный ответ, а сбой в их работе приводит к таким заболеваниям, как болезнь Альцгеймера, шизофрения, злокачественные опухоли. Подобные свойства делают 6-бромогипафорин перспективной молекулой, на основе которой возможно удастся создать новые инструменты исследования и лекарства.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Marine Drugs.