Ученые опровергли тектонический механизм образования Янцзы и Хуанхэ

Ученые выяснили, что механизм образования Тибетского нагорья был вовсе не таким, как считалось до сих пор: скорее всего, уникальные ландшафты сформировались не из-за тектонического подъема плит, а из-за их деформации, которая разбила речную сеть на отдельные части.
Тибетское нагорье — самое большое и высокое нагорье в мире, расположенное к северу от Гималаев. Его площадь составляет около 2 млн кв. км, а средняя высота — 4877 м. В эпоху палеозоя, около 200 млн лет назад, часть нынешнего Тибетского нагорья находилась под водой, образуя древний океан Тетис. Около 100 млн лет назад раскололся суперконтинент Гондвана, в результате чего Индостанская литосферная плита откололась от Африканской и начала движение на север со скоростью 15 см в год — намного быстрее, чем движение любой из плит сегодня. В результате столкновения Индостанской тектонической плиты с Евразийской около 50 млн лет назад (в раннем кайнозое) образовались Гималайские горы, а прилегающая область Евразийской плиты поднялась, сформировав Тибетское нагорье.

Ранее считалось, что уникальный ландшафт Тибетского нагорья, в частности район под названием Три параллельные реки, сформировался в то время, когда нагорье еще находилось на уровне моря. Три параллельные реки — это богатейший, с точки зрения биологического разнообразия, район Китая и даже всего умеренного пояса Земли. Он включает в себя верховья трёх крупнейших рек Азии: Янцзы, Меконга и Салуина, которые протекают в ущельях до 3000 м глубиной. На Тибетском нагорье реки текут практически параллельно, с севера на юг.

Журнал Nature опубликовал статью швейцарских и израильских ученых, которые выяснили, что ландшафты юго-восточной части плато на самом деле не соответствуют этой теории. Исследователи предполагают, что русла трех рек сформировались уже после тектонического подъема плит. Деформации ландшафта «разрезали» речную сеть, существовавшую в то время на нагорье, в результате чего русла трех рек изолировались друг от друга и не смогли сбалансировать тектонический подъем. Выводы ученых, скорее всего, заставят специалистов пересмотреть свои взгляды на формирование Тибетского нагорья и его уникальных ландшафтов.