Гибридные животные могут размножаться без участия родительских видов

Ученые выяснили, что некоторые гибридные животные могут иметь потомство, скрещиваясь при этом не с представителями родительских видов, а с такими же гибридами, как и они сами.
Пресс-служба СПбГУ сообщает, что журнал PLoS ONE опубликовал статью международной группы ученых под руководством аспиранта СПбГУ Дмитрия Дедуха, которая посвящена механизмам размножения гибридных животных в природе.

Несмотря на то что разнообразие живых организмов в значительной степени поддерживается путем предотвращения скрещиваний с другими видами, такие скрещивания, приводящие к возникновению гибридов у животных и растений, в природе все же происходят. Гибридные животные сочетают в себе признаки обоих родительских видов и нередко отличаются крупными размерами и повышенной выживаемостью. Однако при этом многие гибриды не способны к воспроизводству. Среди них, например, зеброид (гибрид зебры с лошадью, пони или ослом) и леопон (гибрид самца-леопарда с львицей-самкой). Стерильность гибридов связана с особенностями формирования яйцеклеток и сперматозоидов, которые называются гаметами. В отличие от обычных клеток тела, где хромосомные наборы обоих родителей разобщены и функционируют независимо, во время возникновения гамет материнские и отцовские наборы хромосом должны объединиться. У гибридов такое объединение невозможно, так как хромосомы разных видов сильно отличаются друг от друга.

Ученые выяснили, что некоторым гибридным животным удалось решить эту проблему. К таким животным относится съедобная лягушка — гибрид озерной и прудовой лягушек. Для образования гамет организм съедобных лягушек сначала удаляет все хромосомы одного родительского вида, а затем удваивает число оставшихся хромосом второго родительского вида, в результате чего хромосомы могут объединиться и сформировать гамету. Более того, исследователи установили, что при образовании гамет удаление и удвоение хромосом у гибридных лягушек происходит не всегда. Как ни странно, эти нарушения не ведут к стерильности гибридов, а наоборот, обеспечивают дальнейшее развитие гибридных популяций.

Ведущий автор работы Дмитрий Дедух рассказал: «Мы обнаружили, что благодаря нарушению процессов удаления и удвоения хромосом в половых клетках возникают разные формы гибридных лягушек. Оказалось, что обычные гибриды с двумя наборами хромосом нужны для появления гибридов с тремя наборами хромосом в клетках всего тела и наоборот. Таким образом, вместе такие гибриды могут размножаться в самоподдерживающихся популяциях и без участия родительских видов».