Получены новые данные о механизме послеродовой депрессии

Нейробиологи из Тафтского университета в США продемонстрировали, как в развитии этого психического расстройства участвует эндокринная система женщины.

По некоторым оценкам, послеродовая (постнатальная) депрессия знакома как минимум каждой десятой женщине. Однако о механизмах развития этого расстройства до сих пор известно недостаточно. Новое исследование американских ученых позволяет утверждать, что важную роль в этом процессе играют нарушения в работе гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.

Известно, что стресс активирует эту систему, приводя к реакции «борись или беги». Однако во время беременности и сразу после родов этот механизм обычно значительно ослаблен, чтобы потомство могло избежать физиологических последствий стресса. У ученых давно есть предположения, что послеродовая депрессия как-то связана с действием гормонов стресса и работой гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, но до настоящего момента не было возможности проверить эти гипотезы в экспериментах на животных. Именно этот пробел и восполняет исследование американских нейробиологов.

В эксперименте на мышах было доказано, что к развитию послеродовой депрессии приводит нарушение в работе гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и присутствие в головном мозге белка KCC2 — ранее была показана роль этого вещества в регуляции реакции организма на стресс. В экспериментах ученые наблюдали сниженное содержание KCC2 у небеременных мышей, в отличие от ждущих потомство и недавно родивших.

Далее биологи специально вывели мышей, у которых полностью отсутствовал данный белок и сравнили их реакцию на стресс с обычными сородичами. Их реакция на стресс была значительно снижена в отсутствие беременности, но не при беременности и после родов.

«Раскрыв роль белка KCC2 в регуляции нейронов гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, мы определили потенциальную молекулярную цель для развития нового класса соединений, которые более эффективны для женщин, страдающих послеродовой депрессией», — говорит руководитель исследования Джейми Магуайр.

Тем не менее авторы работы уверены, что это не единственный механизм развития послеродовой депрессии.

Статья опубликована в журнале Psychoneuroendocrinology.

Ранее ученые нашли область мозга, воздействие на которую может помочь в борьбе с депрессией.