Google Lunar XPrize — конкурс компаний XPrize и Google для команд по всему миру, которым поставили задачу найди эффективный и дешевый способ создать луноход, доставить его на лунную поверхность, заставить проехать 500 метров и передать с Луны снимки и видео в высоком разрешении.
Общий призовой фонд составлял 30 млн долларов, причем главный приз — 20 миллионов — получила бы команда, первой выполнившая миссию. Дедлайном конкурса назначили 31 марта 2018 года. Однако 23 января исполнительный комитет конкурса объявил о его прекращении.
«После тщательного обсуждения с пятью нашими командами-финалистами на протяжении последних нескольких месяцев мы пришли к выводу, что ни одна команда не сможет совершить даже пробную попытку достичь Луны к 31 марта. Полет на Луну — это очень трудно, мы ждали победителя к текущему моменту, но из-за трудностей с финансированием, технических и юридических препятствий главный приз Google Lunar XPRIZE останется не востребован», — написали представители компании в блоге.
Целью конкурса было показать, что решать задачи, связанные с полетом на Луну, могут не только крупные государственные агентства, такие как NASA, но и небольшие коллективы энтузиастов-инноваторов. Хотя эта цель не достигнута, в Google рады, что по крайней мере подняли такую дискуссию. Кроме того, в рамках работы над своими луноходами команды, участвовавшие в соревновании, получили в общей сложности 300 миллионов долларов инвестиций, а в Индии, Малайзии, Израиле и Венгрии появились коммерческие космические компании.
«Полет на Луну — это очень сложно, и это было понятно с самого начала. Но была надежда, что маленькие группы энтузиастов смогут эту задачу решить за значительно меньшие средства и сроки, чем это сделали бы большие государственные агентства, такие как NASA или „Роскосмос“. Этого, к сожалению, не вышло. В соревнованиях на пике участвовало порядка 34 команд, но ни у кого задачу решить не получилось из-за технических сложностей», — рассказывает Александр Шаенко, инженер и главный конструктор проекта «Селеноход» — единственного участника Google Lunar XPrize из России.
«Селеноход» вышел из конкурса в 2013 году, но, по словам Шаенко, это был очень интересный и полезный опыт работы в коллективе, управления, поиска финансирования и решения технических задач.
Почему человечество хочет вернуться на Луну, читайте в материале «Чердака».
Евгения Щербина