Удаление «состарившихся» клеток защитило мышей от болезни Паркинсона

Американские исследователи выяснили, что системное удаление клеток нервной ткани, утративших потенциал к делению, сдерживает развитие болезни Паркинсона у лабораторных животных.

Под старением на клеточном уровне ученые подразумевают утрату клетками способности к делению. Накапливаясь в организме, состарившиеся клетки начинают выделять вредные факторы, что приводит к повреждению тканей и хроническому воспалению. В новой работе ученые сфокусировали внимание на стареющих астроцитах — клетках нервной системы, которые несут в основном «вспомогательные» функции в нервной ткани и ранее мало изучались в контексте развития болезни Паркинсона. Тем не менее постмортальные исследования показали, что у больных в тканях накапливается больше состарившихся астроцитов.

В своих экспериментах исследователи изучали спорадическую — не связанную с генетикой и возникающую случайно — модель заболевания у мышей. Старение клеток активировали при помощи параквата — токсичного гербицида, для которого ранее была показана связь с проявлением болезни Паркинсона у фермеров. Эксперименты с клеточными культурами человеческих астроцитов подтвердили, что воздействие гербицида «состаривает» клетки.

Чтобы селективно воздействовать на состаренные клетки, исследователи использовали генетически модифицированных мышей. В их геном встроена последовательность генов, которая «включается» только у стареющих клеток. Если затем их обработать ганцикловиром, это вызовет апоптоз — клеточную смерть. Эффективность этой системы «очистки» ученые оценивают в 70—80%. Эксперименты на мышах показали, что после ганцикловира животные, у которых индуцировали болезнь Паркинсона при помощи параквата, проявляли меньше симптомов нейродегенерации.

Главным достоинством своей работы ученые считают тот факт, что им удалось предотвратить развитие заболевания не в генетической, а в спорадической модели болезни Паркинсона, поскольку на нее приходится 95% случаев.

Кроме того, ученые предполагают, что хроническое воспаление, вызванное старением астроцитов, может быть значимым фактором развития других нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, лекарство от которых недавно отчаялась (https://chrdk.ru/other/pfeizer-halts-alzheimer) искать крупнейшая фармкомпания.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Cell Reports.

Накопление состарившихся клеток в организме ученые связывают не только с развитием конкретных заболеваний, но и со старением организма в целом. Ранее другая исследовательская группа продлила жизнь лабораторным мышам на 20%, «очистив» их организм от клеток, утративших потенциал к делению. Подробнее об этом читайте в материале «Чердака».