Астрономы из Казани разглядели фуллерены в межзвездном пространстве

Астрономы из Казанского федерального университета обнаружили спектральные линии фуллеренов в спектрах 19 далеких звезд.

В 1920-х годах в спектрах звезд были обнаружены линии, которые не могли быть объяснены излучением самих звезд и были значительно шире, чем уже известные линии простых атомов и молекул в межзвездном пространстве. Астрономы назвали их диффузными межзвездными полосами. Сейчас таких линий известно уже более 400, но природа их остается не до конца понятной. После открытия в 1985 году фуллеренов — каркасных молекул, которые состоят из атомов углерода, соединенных между собой в пяти- и шестиугольники, было высказано предположение, что они могут быть «ответственны» за часть диффузных полос.

В 2015 году физики из Швейцарии в лабораторном эксперименте сумели продемонстрировать, что как минимум четыре спектральные линии ионов фуллеренов C60 с очень высокой точностью совпадают с линиями, наблюдаемыми в межзвездном пространстве.

В настоящее время исследованиями фуллеренов в межзвездной среде занимается группа астрономов из Казани. Среди них выпускники Казанского федерального университета Газинур Галаутдинов (Католический университет Севера, Чили) и Геннадий Валявин (Специальная астрофизическая обсерватория РАН), а также нынешний сотрудник КФУ, доцент кафедры астрономии и космической геодезии Владислав Шиманский.

Ближайшие межзвездные облака с подтвержденным присутствием фуллеренов находятся примерно в 1000 световых лет от Земли. Электромагнитные спектры 19 далеких звезд были зарегистрированы с помощью телескопа VLT, который расположен в Чили. Шиманский и его коллеги смогли зарегистрировать спектральные линии молекул C60. Для этого им сначала пришлось избавиться от «загрязнений» спектра, полученных в результате испарения воды в земной атмосфере. Кроме того, оказалось, что одна из искомых линий перекрывается со спектральной линией магния из звездного спектра.

«Мы точно знаем, какие частоты имеют линии фуллеренов, — рассказывает Владислав Шиманский. — Главная трудность состоит в том, чтобы отделить спектр межзвездной среды от звездного спектра. Нам приходится „вычитать“ известные линии звездных спектров из экспериментального спектра, а это сложный процесс».

Авторы сравнили фуллереносодержащие облака с теми, где фуллеренов нет, чтобы выяснить, какие параметры окружающей среды способствуют образованию таких молекул. Оказалось, что в некоторых облаках молекулы фуллеренов находятся в ионизированном состоянии, а в некоторых — нет. Это указывает на то, что их формирование может протекать разными путями.

Результаты исследования опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.