Расшифрован геном колорадского жука

Американские ученые впервые секвенировали геном колорадского жука и нашли в нем характерные особенности, которые могут помочь в дальнейшей борьбе с этим стойким вредителем.

Колорадский жук (Leptinotarsa decemlineata) принадлежит к семейству жуков-листоедов и доставляет много хлопот фермерам и огородникам по всему миру. Впервые этот жук был идентифицирован как вредитель в 1859 году в США, после того как расширил свой рацион, добавив к природной пище — паслену рогатому (Solanaceae) — еще и листья картофеля (тоже из семейства пасленовых). В 1918 году колорадский жук благополучно пересек Атлантику. Сегодня он признается учеными как один из самых стойких сельскохозяйственных вредителей, способный очень быстро развивать устойчивость к различным химикатам. Ареал его распространения в ХХ веке расширился на огромную территорию в 16 млн кв. км, а общие затраты фермеров на борьбу с ним исчисляются десятками миллионов долларов.

Чтобы понять удивительную способность колорадского жука выживать в разных климатических условиях и быть устойчивым к инсектицидам, ученые тщательно проанализировали его геном. Для исследования была взята самка с полей в штате Нью-Йорк, из популяции, которая устойчива к широкому спектру инсектицидов. Общее число генов в геноме жука составило около 24 000, примерно столько же, сколько и у человека.

Транскрипционных факторов в геноме жука ученые насчитали 1237, в два раза больше, чем у многих других жуков. Сравнительный анализ геномов шести родственных видов жесткокрылых жуков и колорадского жука показал, что последний имеет наибольшее количество приобретенных генов и наибольшее количество быстро развивающихся семейств генов, в том числе генов ферментов, переваривающих растительные белки и сахара.

Были найдены многочисленные быстро расширяющиеся семейства генов, связанные с дезинтоксикацией растений и устойчивостью к инсектицидам, а также гены, связанные с иммунной защитой, предохраняющие жуков от паразитов. Ученым удалось обнаружить и одно из «слабых мест» колорадских жуков. Оказалось, что в управлении активностью их генов очень большую роль играет т.н. РНК-интерференция, или блокирование работы генов с помощью коротких молекул РНК. И это дает в руки ученым потенциальный механизм для создания средств по борьбе с этими опасными вредителями.

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Также недавно ученые расшифровали геном гинкго, растения — живого ископаемого.