Российские ученые создали элемент для компьютера будущего

Коллаборация ученых из России, Франции и Испании предложила новую модель управления переизлучением, что открывает новые горизонты в субволновой оптике и может быть использовано в проектировании компьютеров нового поколения.
Проект начался еще в 1984 году, когда профессор факультета МГУ Михаил Трибельский опубликовал работу, в которой предполагал существование отличного от релеевского рассеяния света. В 2015 году профессор и его коллеги создали экспериментальную модель, подтверждающую возможность практического применения теории Трибельского в проектировании оптических компьютеров. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Основным вопросом, который решала экспериментальная группа, был вопрос: возможно ли наблюдение аномального рассеяния, открытого Михаилом Трибельским, и управление им. Материалом для сфер был выбран диэлектрик, имеющий малое затухание в оптическом диапазоне частот. Известно, что два объекта одинаковой формы, с одинаковым коэффициентом преломления, но разного размера будут рассеивать электромагнитные волны одинаково. Таким образом удалось смоделировать наномасштабное явление с помощью микроволнового излучения на объекте сантиметрового размера.

Современные компьютеры используют технологии, основанные на движении электронов, которые исчерпывают свои физические возможности быстродействия. Поэтому ученые со всего мира решают задачу построения принципиально нового компьютера, работа которого будет основана на сверхбыстрых оптических системах.

Чтобы системы могли конкурировать по производительности и размерам с электронными, необходимо выйти за пределы оптического разрешения классической оптики (0,5 мкм). Основной целью субволновой оптики является управление электромагнитным излучение на масштабах, меньших длины волны — иными словами, делать то, что в классической оптике считается невозможным.

Диэлектрические наносферы — не единственные невозможные с классической точки зрения приборы, управляющие электромагнитным излучением.