Астрофизики из Казани исследовали «сверхжадную» черную дыру

Итоги исследования черной дыры SS 433 позволили специалистам из Казанского федерального университета сделать некоторые предположения о раннем росте квазаров — сверхмассивных черных дыр в центрах молодых галактик.
Работа российских ученых опубликована в журнале Nature Physics. Коротко об исследовании сообщает пресс-служба Казанского федерального университета.

Черная дыра SS 433 — это так называемый микроквазар (двойная звездная система, в которой остаток первой звезды, сжатый в компактный объект, например нейтронную звезду или черную дыру, гравитационно связан с обычной звездой, которая движется по орбите вокруг первого компонента). Масса этого объекта примерно в десять раз превышает массу Солнца, и колоссальная гравитация черной дыры «вытягивает» с поверхности звезды-соседки газ.

Вокруг черной дыры возникает вращающийся газовый диск, который называется аккреционным. Поток вещества, перемещающийся с поверхности звезды в аккреционный диск, выделяет огромное количество энергии. Из-за этого черная дыра SS 433 очень ярко «светит» — она примерно в три миллиона раз ярче, чем Солнце.

По словам ученых, черная дыра SS 433 уникальна тем, что ее аккреционный диск — сверхкритический. «Он возник потому, что материя с соседней гигантской звезды перетекает в аккреционный диск черной дыры очень мощным потоком», — объясняет ведущий автор исследования Сергей Фабрика. Аккреционный диск отличается тем, что избыточный газ раскаляется в нем до нескольких десятков миллионов градусов, а затем с огромной скоростью выбрасывается в космическое пространство через колоссальную воронку, возникающую на оси диска.

По мнению исследователей, изучение сверхкритического режима аккреции имеет огромное значение для астрофизики. С помощью этих знаний можно делать определенные предположения о раннем росте квазаров, которые набрали огромную массу, в несколько миллиардов раз превышающую Солнце. Такое возможно только в режиме сверхкритической аккреции, которой отличается микрокопия молодых квазаров — черная дыра SS 433.

Ученым пока не удается наблюдать быстрый рост самих квазаров, так как при этом выбрасывается множество газа и пыли, затмевающих квазары.