Экосистемы оказались похожими на портфели ценных бумаг

По результатам шестилетнего наблюдения за динамикой популяций более чем двух с половиной тысяч различных видов немецкие экологи определили главный фактор, влияющий на стабильность системы. Оказалось, что асинхронность в колебаниях численности разных видов — более значимый параметр, чем видовое разнообразие или число популяций.
Существуют три основные концепции, обеспечивающие стабильность экосистемы: видовое разнообразие, асинхронность колебаний численности разных видов и увеличение численности популяций. Ранее считалось, что поддержание биоразнообразия является наиболее успешной стратегией, однако в условиях значительного влияния со стороны человека приоритет может изменяться. Наблюдая за колебаниями численности различных видов на территории Германии от года к году, коллектив европейских и американских ученых пришел к выводу, что ключевым фактором является именно асинхронность видов. Результаты своих наблюдений исследователи изложили в статье в журнале Nature Communications.

В рамках исследования ученые наблюдали за 2671 видом растений, членистоногих, птиц и летучих мышей в 300 точках. Из них половину составляли леса, а вторую половину — луга и пастбища, располагающиеся в трех различных регионах Германии. Данные покрывали период с 2006 по 2012 год.

В первую очередь, результаты анализа собранных данных подтвердили, что вмешательство человека, например вырубка лесов, дестабилизирует отдельные сообщества и экосистему в целом. Также было показано, что, как правило, животные больше реагировали на изменения, чем растения. Наиболее интенсивно на усиление землепользования реагировали птицы и летучие мыши. Таким образом, именно их можно считать наиболее чувствительным показателем степени влияния человека.

Неожиданным для самих ученых оказался тот факт, что чем более асинхронно развивались виды в пределах системы, тем устойчивее она оказывалась. Авторы работы сравнивают этот феномен с так называемым портфельным подходом в экономике, при котором для снижения риска инвесторам выгоднее создать портфель различных ценных бумаг вместо того, чтобы «класть все яйца в одну корзину». Такой подход в экономике позволяет максимизировать прибыль, а природе — шансы на выживание экосистемы в целом.

Мониторинг динамики популяций может не только служить показателем стабильности системы, но и, к примеру, указывать на грядущие изменения климата. Недавно ученые из Дании опубликовали результаты 18-летнего исследования популяции жуков, позволившие выявить влияние климатических изменений на видовой состав системы.