Человеческий мозг оказался не способен к навигации в некоторых мегаполисах

Проанализировав 15 самых сложных транспортных систем городов мира, ученые определили границу, после которой мозг становиться физически неспособен ориентироваться по карте. Оказалось, что критическим значением объема информации, которой может оперировать мозг при этом, — восемь бит, что соответствует 250 точкам соединений на карте.
На сегодняшний день городские транспортные системы разрослись настолько, что неподготовленному человеку зачастую очень сложно сориентироваться в чужом городе. В новой работе группа физиков и математиков из Франции и Великобритании решила выяснить, действительно ли навигация в современном городе бросает вызов человеческим когнитивным способностям. Результаты их работы опубликованы в статье в журнале Science Advances.

Для своих расчетов исследователи выбрали 15 городов мира с наиболее развернутыми и сложными транспортными системами, в число которых вошли, к примеру, Лондон, Берлин, Москва, Гонконг и прочие. Для оценки количества точек соединения на карте, которыми человек может эффективно оперировать, ученые ввели аналог числа Данбара, которое социологи используют для оценки количества социальных связей человека.

Результаты анализа показали, что пороговое значение объема информации, который требуется для планирования маршрута, составляет восемь бит. Отталкиваясь от того, что человек в состоянии «держать в уме» одновременно четыре станции маршрута, из которых две являются начальной и конечной, ученые рассчитали, что большая часть транспортных систем превышают человеческие способности. Лишь небольшая часть проанализированных маршрутов во всех городах не превышала порог в восемь бит. При этом самыми сложными оказались транспортные системы Нью-Йорка, Парижа и Токио.

Также ученые отметили, что добавление других видов транспорта на карту значительно усложняет схему, делая ее совершенно неподходящей для использования.

Авторы работы отмечают, что, хотя приложения для смартфонов могут помочь в навигации, стоит задуматься о новом дизайне самих карт — более простых для понимания и нацеленных на помощь людям. Ученые надеются, что идеи, изложенные в новой статье, смогут облегчить эту задачу.

Способность ориентироваться на местности зависит от множества факторов: интеллектуальных способностей человека, знания местности и даже пола. Недавно «Чердак» рассказывал о том, как таблетки тестостерона помогали женщинам в запоминании схемы лабиринта.