Ученые предложили добывать электричество и этанол из банановых отходов

Агротехнологи из Испании предложили использовать биомассу бананов для получения энергии и биоэтанола. На примере провинции Эль-Оро в Эквадоре они показали, насколько это выгодно.
На Эквадор приходится примерно четверть мирового экспорта бананов. Плоды банана — многосеменные ягоды — вызревают на стебле, который срезают при уборке урожая. После этого стебель и листья либо оставляют под деревьями для удобрения, либо отправляют на свалку вместе с некачественными бананами. Масса отходов вдвое превышает массу собранных плодов.

Группа ученых из Мадрида заметила, что огромный — до 190 тысяч тонн в год — объем биомассы можно использовать для производства биоэтанола и биотоплива из лигноцеллюлозы — основного вещества клеточной стенки растений. Результаты их исследования опубликованы в журнале Waste and Biomass Valorization.

Биоэтанол из банановых отходов получают в два этапа: сначала растительные углеводы расщепляют до простых сахаров — глюкозы и фруктозы. Затем полученные моносахариды ферментируют — сбраживают до этанола. Поскольку бананы в тропическом климате плодоносят в течение всего года, то и биоэтанол из отходов можно получать круглый год, не останавливая производство. Лигноцеллюлозную фракцию из банановых отходов можно как превращать в жидкое биотопливо, так и попросту сжигать.

Ученые отследили, где отходы накапливаются и куда затем транспортируются, по данным геоинформационных систем (ГИС) — программ для сбора, хранения и анализа информации о географических объектах.

Анализируя данные ГИС, ученые выяснили, что около четверти банановых плантаций Эквадора сосредоточены в провинции Эль-Оро, и, по их мнению, именно там следует расположить завод по утилизации банановой биомассы. Ежегодный выход биоэтанола после переработки отходов составит около 19 миллионов литров, а мощность двух электростанций, работающих на энергии биотоплива из лигноцеллюлозы, может достигать 18 МВт. Это покроет около 10% спроса на биоэтанол в Эквадоре и удовлетворит 55% энергетических потребностей региона.

Недавно ученые из Новосибирска предложили получать биотопливо из отходов сельского и лесного хозяйства, что больше соответствует российскому климату.