Кишечные микробы помогают бороться с гриппом

Ученые из России и США обнаружили кишечную бактерию, которая в ответ на прием флавоноидов усиливала синтез иммунных белков интерферонов, что помогало организму мышей бороться с гриппом.

По оценкам ВОЗ, ежегодные эпидемии сезонного гриппа приводят к 3—5 миллионам случаев тяжелых форм болезни и к 250 000 — 500 000 случаев смерти от нее во всем мире. Кроме того, каждый год появляются опасные мутировавшие штаммы вируса (как южнокорейский вирус гриппа MERS).

Флавоноиды, содержащиеся в растениях, отвечают за их защиту от грибов и насекомых. Как показали исследования, в организме человека флавоноиды стимулируют антиоксидантные, защищающие печень и другие благоприятные эффекты. Также флавоноиды стимулируют иммунитет, способствуя усилению синтеза иммунного белка интерферона. В новой работе ученые решили выяснить, как именно флавоноиды помогают иммунной системе бороться с инфекцией.

Для этой задачи исследователи взяли лабораторных мышей, у которых после приема антибиотиков было целенаправленно уменьшено количество бактерий в кишечнике. После введения вируса гриппа у таких мышей с ослабленной микробиотой развивалась тяжелая форма болезни с воспалением, поражением легких и частыми летальными исходами.

Вначале ученые провели скрининг (просеивание) человеческих кишечных микробов, чтобы определить тех, которые участвуют в метаболизме флавоноидов. Они идентифицировали один из таких микробов — анаэробную бактерию Clostridium orbiscindens. Эта бактерия расщепляла флавоноиды до метаболита под названием дезаминотирозин (DAT). После этого ученые вводили DAT мышам, зараженным гриппом. И у таких мышей наблюдалось гораздо меньше осложнений, чем у мышей, не получавших DAТ.

«Мы показываем, что дезаминотирозин (DAT) защищает от гриппа путем увеличения производства интерферона и уменьшения патологии легких. Конкретный человеческий микроб кишечника, Clostridium orbiscindens, продуцировал DAT, который спасал обработанных антибиотиками мышей, зараженных гриппом», — пишут ученые. По их мнению, применение метаболита DAT может стать альтернативой прививкам, которые не всегда оказываются эффективными в борьбе с сезонным гриппом.

Исследование опубликовано в журнале Science.

Ранее ученые установили, как сигнал тревоги передается из кишечника в мозг.