Данио-рерио стали модельными наркоманами

В Университете Юты экспериментально продемонстрировали, что у рыбок данио-рерио может развиться привыкание к опиоидам и они готовы прилагать усилия, чтобы получить очередную дозу наркотика.

Опиоиды — вещества, связывающиеся с одноименными (опиоидными) рецепторами, регулирующими болевые ощущения. Помимо сильного обезбаливающего эффекта они вызывают эйфорию, а также физиологическую зависимость от их приема. К опиоидам относятся викодин, кодеин, оксикодон, морфин и героин.

Эффективной медицинской терапии опиоидной зависимости нет. Наркоманы могут рассчитывать на заместительную терапию метадоном (в России она не проводится), которая не отменяет зависимость, а только переводит прием опиоидов в менее опасную форму.

Пока ученые исследуют возможности такой терапии на этапе сбора данных с применением модельных организмов. Обычно это грызуны, но на этот раз исследователи из Университета Юты решили испытать действие наркотиков на аквариумных рыбках данио-рерио.

У данио-рерио около 70% общих с человеком генов и, как продемонстрировали экспериментаторы, в развитии аддикции участвуют те же биологические механизмы.

Ученые сделали для рыбок специальный аквариум с двумя «кормушками». У одной из них рыбки могли получить дозу гидрокодона, если проплывали над платформой желтого цвета. В другом углу аквариума была такая же платформа, но белая, она была контрольной и проплытие над ней ничего не давало. Перед тем как начать эксперимент с опиоидами, рыбок научили пользоваться платформами — на этапе подготовки вместо наркотика в аквариум подавалась еда.

Затем на протяжении пяти дней в аквариум на 50 минут перемещали 15 рыбок. Каждая активация экспериментальной платформы приводила к тому, что через трубку поблизости в воду подавалось 1,5 микрограмма гидрокодона. Вода в самом аквариуме постоянно обновлялась, так чтобы испытуемые были вынуждены активировать платформу вновь и вновь, чтобы получать новые дозы. Ученые считали активации как «опиумной», так и контрольной платформы.

Выяснилось, что в первый день число активаций было примерно равным: 1249±338 раз данио-рерио выбирали опиум, а 956±380 — ничего. Но к пятому дню эта пропорция изменилась: число «доз» увеличилось до 1771±369, а контрольную платформу рыбки побеспокоили уже лишь 139±51 раз.

Чтобы удостовериться, что дело в наркотике, ученые повторили процедуру без подачи наркотика. Рыбки к пятому дню не видели разницы между желтым и белым углом аквариума и вообще потеряли интерес к плаванию под платформами. После этого проверили «на биохимию» и провели такой же эксперимент с рыбками, у которых предварительно «заглушили» µ-опиоидный рецептор — и испытуемые вели себя примерно так же безразлично к наркотику.

В усложненном эксперименте, где рыбкам ради получения наркотика нужно было плавать на неприятном для них мелководье или проплывать над платформой несколько раз, они с готовностью делали это. Лишь когда ученые повысили порог активаций для получения гидрокодона до 20, рыбки потеряли к платформе интерес.

После пяти дней употребления гидрокодона рыбок пересаживали в обычный аквариум, чтобы посмотреть, как на их самочувствии скажется прекращение приема наркотика. По сравнению с «чистыми» сородичами аддикты продемонстрировали повышенный уровень стресса и тревожности (у данио-рерио он выражается в стремлении поближе находиться к соседям), намного менее активно исследовали окружающее их пространство, испытывали некоторые затруднения с передвижением и намного чаще просто замирали на месте, что в сумме позволило исследователям заключить, что у их подопытных «ломка».

Ученые верят, что разработанная ими система «приучения» рыбок данио-рерио к опиоидам может в дальнейшем использоваться в работе по разработке медицинской терапии опиоидной зависимости.

Данио-рерио все чаще начинают использоваться в качестве «подопытных мышей» вместо мышей: стоимость разведения и содержания данио-рерио в десятки раз меньше, скорость размножения выше, а тестировать лекарства и проводить генетические манипуляции над ними проще.

Исследование было опубликовано в журнале Behavioral Brain Research.

А о том, как еще модельные организмы проживают свою жизнь во славу науки и благо человечества, читайте на Чердаке.

Иван Шунин