Найдена звездная система, вспышку в которой увидели средневековые корейцы

Международный коллектив астрономов зафиксировал бинарную звездную систему, «ответственную» за вспышку классической новой звезды, которую зафиксировали корейские астрономы в 1437 году.

Взрывные переменные звезды — это двойные системы, в которых одна звезда — белый карлик, который регулярно совершает яркие вспышки. Классическая новая звезда (нова) — один из видов таких вспышек: когда белый карлик притягивает достаточно материи от звезды-компаньона, получившаяся богатая водородом оболочка звезды провоцирует термоядерную реакцию, она и генерирует яркую вспышку.

Достигнув пика светимости до одного миллиона солнц, все классические новы возвращаются в исходное состояние, и цикл повторяется через несколько тысячелетий.

Одна из наиболее хорошо локализованных вспышек классической новой звезды в истории произошла 11 марта 1437 года и была видна на небе 14 дней. Вспышку этой звезды зафиксировали в исторической хронике астрономы короля Седжона, который правил королевством Чосон (ныне Корея) с 1418 по 1464 год. Звезда находится в «хвосте» созвездия Скорпиона.

Современные ученые использовали исторические наблюдения, в частности данные телескопа UK Schmidt 1985 года, когда он был сфокусирован на созвездии Скорпиона. Они нашли систему двойной звезды и выяснили, что уже в XX веке она продуцировала карликовые новы — меньшие по масштабам и менее яркие взрывы, чем классическая нова.

Серия вспышек карликовой новы в 1942 году (указана стрелками). На снимках видно, как звезда становится то ярче, то бледнее. Фото: M. M. Shara / American Museum of Natural History

Возраст этой системы подтвердили методом датирования собственного движения, то есть смещения координат звездной системы на небесной сфере относительно Солнца. Они пришли к выводу, что система, которая сегодня продуцирует карликовые новы, и есть та, в которой более 500 лет назад произошла вспышка классической новы.

Карликовые и классические новы похожи, но имеют разную природу вспышек, поэтому существование тех и других звезд в одном и том же сидерическом периоде для ученых было загадкой. Теперь же ученые сделали вывод, что это может быть одна и та же звезда, наблюдаемая в разные периоды времени.

Таким образом, авторы предполагают, что и другие двойные системы с классическими и карликовыми новыми звездами — это те же системы, которые наблюдаются в разное время.

Исследование опубликовано в журнале Nature.

Недавно астрономы впервые могли пронаблюдать движение спаренных черных дыр.