Найдены новые функции вспомогательной ткани мозга

Ученые из США и Германии показали на дрозофилах, как вспомогательные клетки нервной системы — нейроглия — участвуют в процессе определения функций нейронов. Ранее такая их функция была не очевидна.

Представление о нейроглии как о пассивном игроке нервной системы уже много раз подвергалось сомнениям. Эти клетки в отличие от нейронов считаются вспомогательными. Долгое время полагали, что их роль состоит лишь в том, чтобы выстилать место для нейронов. Исследование ученых демонстрирует новые функции глиальных клеток.

Свое исследование биологи проводили на типовом объекте — мухах-дрозофилах. В фокусе их внимания было формирование зрительной системы у этих насекомых. Оказалось, что коммуникация между фоторецепторами и клетками ламины (один из видов нервных клеток зрительной системы насекомых) происходит через клетки нейроглии. В ответ на активность фоторецептора нейроглия вырабатывает инсулиноподобные пептиды, которые в свою очередь воздействуют на нейроны ламины, вынуждая их дифференцироваться. Напрямую же, как выяснили авторы работы, фоторецепторы и ламина не взаимодействуют.

Всего у дрозофил пять типов нейронов ламины (от L1 до L5), и каким из этих типов станет каждый нейрон, определяется в процессе развития зрительной системы насекомого. Как проходит этот процесс с участием глиальных клеток, и установили ученые, проведя ряд экспериментов. Согласно их выводам, нейроглия выступает особым межклеточным реле, которое служит сразу нескольким целям. Например, оно способно задерживать процесс передачи сигнала от фоторецептора к нейронам ламины, замедляя дифференциацию.

Кроме того, глиальные клетки выступают своеобразным усилителем сигналов, идущих от фоторецепторов, делая их более сильными и надежными и позволяя справляться с различными помехами.

Таким образом, исследование вносит новые данные о функциях нейроглии. С каждым новым исследованием эти данные уточняются.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Science.

Ранее ученые выяснили, что и дендриты важнее для мозга, чем ранее считалось.